ACADEMY.SU

Иеромонах Димитрий (Першин) - "Волшебные миры в пространстве Евангелия»


Тема сегодняшней лекции «Волшебные миры в пространстве Евангелия» необычна, но очень важна для нас, потому что мир, в котором мы живем, гораздо сложней, чем можно себе представить. И, безусловно, многообразнее тех стереотипов о христианстве, о культуре, которые определяют наше к ним отношение.

Один их таких стереотипов говорит о том, что человек, входя в пространство веры, уходит из пространства фантазии и творчества, по крайней мере, из пространства «Волшебных сказок» и их иной реальности. Некоторые документальные фильмы смотреть еще можно, большинство художественных уже под вопросом, а те, где летают на метле, и вовсе нельзя. Потому что «метла» - это колдовство, волшебство, а волшебство - это магия, а магия - это язычество. Следовательно, читая такие сказки, мы уходим за пределы христианской традиции.

Я думаю, что первым аргументом против такого подхода будет само Священное писание. Оно наполнено аллюзиями к внебиблейским текстам и оценками традиций. Но даже в Ветхом завете понимание этих событий уже будет действительно неязыческим. Например, предание о Великом потопе содержится в самых разных религиозных традициях, но только в библейской традиции, только в Книге Бытия мы встречаем интерпретацию потопа, который вызван грехами людей, как горький ответ Бога на тот ужас, в который погрузилось человечество.

То же самое касается и истории первых людей. В Новом Завете в речи апостола Павла мы находим прямые цитаты из гимна Зевсу, языческому богу. «Мы его и род» - говорит Павел, начиная речь в Ареопаге, обращаясь к философам, к язычникам. Незадолго до этого Павел, гуляя по Афинам, обнаруживает множество изваяний различных языческих богов, выглядящих непристойно даже по нашим извращенным меркам, и все это наполняет его сердце чувством праведного гнева. Нормальная реакция нормального иудея-христианина. но, тем не менее, он обращается к своей аудитории так: «Афине, вы намного благочестивее, потому что у вас есть жертвенник даже неведомому Богу». Павел делает умный ход: афиняне, поклоняясь разным богам, очень боялись кого-нибудь забыть. А их было огромное количество, и на всякий пожарный случай для какого-нибудь забытого бога был поставлен этот жертвенник. Павел под этим Богом понимает Творца мироздания.

Нечто подобное мы встречаем и в христианской фантастике, в «Волшебной сказке» Толкиена. Он, неплохо разбираясь в этом вопросе, так пишет в своем эссе о том, что человек раскрывает свой творческий дар: «Он творит вторичные миры», в которых происходят самые разные события. И тогда возникает вопрос: а какое отношение имеет история Хоббита Бильбо, или Хоббита Фроде, или жителей Нарнии, или Орландии, или учащихся Хордвардса к нашей истории? К нашей земной истории и к истории нашего спасения? Ответ на этот вопрос, я думаю, коренится в том понимании времени, которое мы встречаем уже в христианской традиции.

Есть две модели времени. Одно из них – это время космоса, оно является циклическим, замкнутым, постоянно возвращается к самому себе. Вспомните коварную загадку, которую Голлум загадал Бильбо – про странное создание, которое все пожирает. Время для ответа уже истекало, и перепуганный Бильбо пискнул: «Время, время!» - а это и был правильный ответ. Время все переваривает – отсюда и появляются ассоциации со змеёй, которая пожирает свой собственный хвост, с образом Кроноса, который пожирает всех своих детей. И Зевс – единственный, кому удалось совладать с собственным отцом, с Кронусом, со временем.

Другое время - это время линейное, время человеческой истории. В христианской традиции появляется цель у этого времени. Ветхий Завет знает точку начала, но еще не видит точки конца. Христианская традиция проходит сквозь конец времени, мы с вами уже на грани времени и вечности, потому что Христос – это альфа и омега, Мессия приходит в конце времен. Он уже пришел, и эсхатон – конец истории – уже произошел. И поэтому в литургии у нас есть возможность выйти за рамки времени в таинство восьмого дня, войти в пространство Воскресения сердцем, душой, своим духом, и это преображает даже тело. И вот это третье измерение времени поднимается над историей и соотносит человека с вечностью, это то время, в котором человек встречается с Богом. Это пространство молитв и пространство таинств, в которых уже Бог выходит навстречу человеку.

А эта «Волшебная сказка», эти фэнтези к какому времени относятся? Что там внутри этих историй, с чем работает творец вторичного мира, и что там происходит? Толкиен пишет, что сознание рождается вместе с языком. И именно разум, человеческое сознание может разделить разнести в щепки то, что философы называют субстанцией и акциденцией, а мы - некой сущностью и признаками. То есть способность разума различать пред и его признаки позволяет их перекомбинировать, то есть наделить лист, например, фиолетовым цветом, солнышко сделать зеленым. Возникает палитра инструментов, возможностей, которая позволяет творить миры.

Надо сказать про интересное отличие творца-человека от Творца с большой буквы: Бог творит из ничего. Это одно из ключевых отличий концепции библейского богословия от иных концепций мироздания. Например, в неоплатонизме, в платонизме есть творец, есть первая материя, они совечны. Это дуализм, два начала; Бог налагает мир форм, мир идей на материю, и так возникает многообразие мира. В христианской традиции Бог не нуждается ни в каком втором начале. Он из ничего творит и материю, и формы и совмещает их. Более того, в христианской традиции нет статичного мира идей, это замысел Божий о бытие, и в этом замысле мы видим динамику, призыв Божий. В православной иконографии земля изображена не как ровная поверхность, и не как скалистые горы. Это - бегущие «горки», то есть земля, как волна, вздымается к небу. «Всякая тварь мучается, стенает доныне, ожидает откровения сынов Божьих» - апостол Павел в Послании к римлянам. Материя взыскует Бога; это есть некая интенция, внутреннее стремление творения к Творцу, потому что после грехопадения благодать Божия отошла от этого мира, и теперь творение безвинно страдает из-за греха Адама и Евы.

Итак, человек может только взять то, что уже есть, и наделить это новой формой. И творческий дар - это благословение Творца. Еще в Раю Бог говорит Адаму возделывать Эдемский сад, то есть Господь ограничивает свое всемогущество свободой человека, доверяя ему преобразование этого мира. Человек может создавать то, чего никогда не было и никогда не будет. И вот это, по мысли Толкиена, одно из проявлений творческого дара.

И когда писатель пишет, создает свой мир, он использует уже известные нам понятия и образы, но благодаря его творческому дару они обретают некие новые качества, свежеют. Вот этот серый пыльный, придавленный суетой к земле мегаполис, в котором мы живем, пройдя сквозь горнила гения, например, Честертона, превращается в детектив. И в этом забетонированном, заасфальтированном плоском мире человек вдруг замечает следы какого-то преступления, начинает его распутывать и благодаря своему творческому усилию находит эту коварную банду преступников. Напомню, Честертон - католик, автор «Отца Брауна» и других известных произведений, один из великих апологетов христианства в середине ХХ-го века. Вот это все, по мысли Честертона, приводит нас к началу философии. Начало философии – это удивление, так как оно меняет взгляд человека на вещи. И в то же время по Честертону удивление – это её конец. Любой детектив завершается тем, что коварные козни разгаданы и зло наказано. И Честертон пишет: «Безоружный детектив врывается в какой-то притон, где сидят вооруженные до зубов гангстеры, связывает их веревочкой и отводит в полицейский участок. Что есть перед нами, когда безоружное добро сокрушает вооруженное до зубов коварное, хитрое, наглое зло? Что это – фантастика? Это не просто катарсис – это Евангелие, евангельский сюжет, это сюжет «Хроник Нарнии» - помните часть «Лев, Колдунья и платяной шкаф»?

Толкиен высказывает схожее мнение: «Волшебная сказка» - это эхо Евангелия в истории, потому что единый сюжет, реализующийся в разных версиях, говорит об их едином источнике. Кто-то считает, что одинаковые сюжеты возникали параллельно и где-то в чем-то перемешивались - в любом случае, у истоков сказки стоит тот, чей гений её сочинил. Сказка эта потом может разворачиваться по-разному, но влияет ли она как-то на историю человечества? Мы свами можем войти в этот мир? А что-то вынести из него? Вслед за Гарри Поттером, за Бильбо, за Фродо можем пойти?

В знаменитой поэме Гомера «Иллиада» - напоминаю, что это еще не книга, текст её транслировался на память, записана поэма была чуть позднее, в VIII-м веке до Рождества Христова, когда только-только появляется греческий первый алфавит – в этой поэме есть светлый и яркий образ воина Гектора, Приамова сына. Гектор погибает, потому что боги проиграли его жизнь - боги играют в людей как в шахматы. Опираясь на этот текст, рождаются другие тексты, в которых Гектор уже не зрим, но очевидным образом присутствует – так пересекаются миры, наши земные истории и истории и того мира, который когда-то придумал Гомер.

То же самое касается и «Волшебной сказки». Как пишет Толкиен, с человеком во время чтения происходят три вещи: во-первых, выздоровление – через неожиданные повороты и сюжетные линии мир приобретает свежесть, открывается под другим углом зрения. Во-вторых, происходит побег - мы вырываемся из этого скучного плоского мира в иной мир, пусть и вторичный, но все равно несравнимо больший. А в-третьих – это утешение, потому что у хорошей сказки всегда счастливая развязка, он называет ее «эфкатастрофа». Это – эхо Евангелия, некий его отголосок в нашем мире.

А вот дальше, как считает Толкиен, происходит поразительная вещь: творец уже за чертой земной жизни оказывается в том мире, который сам построил. Об этом у него есть чудная история, называется «Лист кисти Ниггля» или «Лист работы Мелкина». Это сказка о том, как некий маленький художник по имени Ниггль нашел как-то раз очень красивый опавший лист и так залюбовался им, что решил нарисовать. Лист разросся в дерево, дерево — в пейзаж целой страны, и картина становилась поистине огромной. Но ему все время мешали - особенно сосед, эгоистичный и ленивый мистер Пэрриш, который все время просил Ниггля о помощи – и тот ему никогда не отказывал: то молока детям привести, то еще что-то. В конце концов, сосед пришел и сказал: «Знаешь, тут вот крыша протекла. А у тебя есть такая замечательная холстина, маслом прокрашенная - дай мне её, чтобы заклеить эту дырку. Крыша протекает, и дети мерзнут и мокнут...» И художник отдает свою холстину, над которой он трудился полжизни, рисовал дерево. А потом происходит то, что ожидает каждого из нас: художник умер и оказался под тем самым деревом, которое он писал всю свою жизнь, в им же созданном мире. И его вредный сосед оказался там же, но изменился в лучшую сторону. Теперь уже он помогает художнику довести до конца это объемное 3Dизображение. И, завершив этот труд, закончив картину, они вместе уходят в горы к Творцу мироздания.

Примерно то же самое происходит в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» - только со знаком «минус». В этом мире Мастер уже после своей смерти завершает сюжетные линии того романа, который писал при жизни: Понтий встречается с Иешуа Га-Ноцри, они идут по лунному лучу, они совершенно не изменились за эти двенадцать тысяч лун после их последней встречи. Конечно, большое количество подсказок в этом романе открывает умному читателю, что речь идет не о Христе, а о весьма искаженном представлении Евангельских событий, которые возникли в голове Мастера. И такое творчество полностью опустошает его, потому что в нем он отрекается от пасхального зачала. Какой текст читается на Пасху? – на Пасху в церкви читается: «Вначале было слово, слово было у Бога, слово было Бог». На первый взгляд, ничего общего с Пасхой это зачало не имеет – у нас есть пасхальные тексты в Новом Завете, они читаются в канун воскресных дней на утренние. Это одиннадцать Евангельских фрагментов, в которых речь идет о женах мироносицах; об учениках Луке и Клеопе, которые приняли Христа за незнакомца. Но на Пасху читаются не эти тексты, а именно начало Евангелия от Иоанна - самое древнее предание и, безусловно, пасхальное по созвучию. А, может быть, эти слова в Евангелии от Иоанна, собственно, и были ядром пасхальной проповеди.

Тексты Нового Завета возникают позднее, нежели само событие Пасхи. Сначала апостолы пишут Послания, и когда уже, с одной стороны, стали забываться события жизни Христа, а другой стороны, разные еретики, гностики и другие начали выдумывать всякую ерунду о христианах, Евангелисты или их ученики записывают текст, повествующий о жизни спасителя и приводящий к нему. И вот этот самый главный текст оказался пасхальной проповедью. Смысл этого текста не в том, что случилось воскресение – и до этого пророки воскрешали, Христос воскрешал. На Пасху происходит воскресение не просто некоего Иешуа Га-Ноцри, но Слово, которым мир был сотворен и в котором смысл бытия, приходит в этот мир, проходит сквозь крестные страдания и погребение в пещере, чтобы в третий день вернуться к Отцу уже вместе со всеми, кто ответил на Его призыв к Богу.

Именно этот смысл Богосыновства Христа вычеркивает Мастер из своего текста: христианство вырождается в моралистику, Иешуа Га-Ноцри произносит Толстовские проповеди, воспроизводит пафос проповеди Льва Николаевича Мышкина, главного героя романа Достоевского «Идиот». Все заканчивается очень печально: он погибает, полусумасшедший Левий Матвей все неправильно записывает, дело его сошло на нет. И это искажение христианства лишает Мастера общения с Богом и даже им же созданного образа: «Больше не будет тебя беспокоить Иешуа Га-Ноцри и вся эта история» - говорит Воланд.

И, закончив уже в посмертии эти сюжетные линии, Мастер оказывается в очень печальных местах. Помните, до встречи с Азазелло Маргарита видит сон: серая весна, унылая местность, беззвучно летящие грачи – и Мастер с больными, встревоженными глазами. Удивительно схожа эта картина с тем местом, куда попадают Мастер и Маргарита: те же речка и мостик, та же серая тишина. Здание из сна Маргариты напоминает ей старую баньку, а нам – предсмертный кошмар Свидригайлова. Прежде чем застрелиться, Свидригайлов произносит: «А вдруг вечность – это какая-нибудь темная баня с пауками?» И вот этот же кошмар ожидает Мастера во сне Маргариты, красивая упаковка подарка Воланда начинает облезать. Но это отдельный разговор, не будем уходить от темы, для нас важно, что творчество может и разрушать, если в него входит зло, неправда, нечистота. Та же идея есть в «Портрете» Гоголя. Но опыт неудач не отменяет обратного, возможно и чистое, светлое творчество, как у уже перечисленных Толкиена, Честертона. Не читали «Перелетный кабак» Честертона, или «Человек, который был четвергом»? Совершенно поразительный текст.

Вообще английская литература двадцатого века – это литература христианская. Мы встречаем некое пространство человеческого сердца, человеческой души, которая с удивлением обнаруживает, что она вообще-то христианка. То есть если человек внимательно читает Гарри Поттера в хорошем переводе (например, Марии Спивак, а не Литвиновой от издательства «РОСМЭН»), а еще лучше – на языке оригинала, то он переходит от уровня Гарри Поттера к уровню Гермионы. Гарри Поттер вообще парень неплохой, хоть мало знает и немало выпендривается, но при этом он честный. Гарри говорит: «Я плохой волшебник, мало чему научился в этой школе. Если у меня что-то получается, то это не моя заслуга – так события складываются и всё получается». Для него самого это загадка.

В главе «Годрикова Впадина» (это седьмая книга, «Дары Смерти») Гарри Поттер, оказавшись на кладбище, обнаруживает на могилах сестры и мамы Дамблдора Евангельские надписи. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» – это слова Спасителя. В английском тексте этого нет, но для русских читателей переводчики делают вставочку: «библейское изречение» – потому что англо-язычный читатель понимает, о чем идет речь, а русскоязычный читатель не способен ассоциировать эти слова с Новым Заветом.

А на могиле папы и мамы Гарри Поттера мы читаем следующие слова: "Последний же враг истребится. Смерть", это изречение апостола Павла. И тут Гарри Поттер взрывается: "Ну, вот, и сюда добрались пожиратели смерти" – имеется в виду банда, шайка злых колдунов. Гарри Поттер толкует «Смерть» как подпись, «Всех съем, всех разотру между пальцами, между лапами когтистыми» - говорит Смерть. Так это понимает Гарри Поттер. Но Гермиона, которая в отличие от Гарри Поттера в школу ходила не за тем, чтобы трепаться с друзьями и в гаджеты играть, пытается ему объяснить: "Да нет, это не о том, это о другом, вообще-то говоря". Но Гарри Поттер в состоянии полуаффекта и не слушает её.

То есть Гарри Поттер не знает довольно понятных для большинства англичан вещей. А затем в главе «Кингс-Кросс» Гарри Поттеру жизнь объясняет смысл этой надписи на могильном памятнике его папы и мамы, которые, напомню, собой его закрыли от злого колдуна и волшебника Волдеморта. Гарри Поттер идет в запретный лес, чтобы подставить свою голову под смертельный зеленый лучик Волдеморта, чтобы тот таким образом уничтожил кусок собственной души, которая застряла в голове Гарри Поттера и тем самым оборвал предпоследнюю ниточку, связывающую его с этим миром (последняя – это змея). Другого способа нет. И он идет погибнуть, чтобы спасти всех, делает все, что от него зависит, чтобы максимально приблизить к победе над Волдемортом мир. Рядом с ним идут мама и папа – он их видит, потому что воскрешающий камень показал ему реальность. Это очень важно для читателя, помните, у Высоцкого. "Наши мертвые нас не оставят в беде,/ наши павшие – как часовые./ Отражается небо в лесу, как в воде,/ и деревья стоят голубые". То есть умершие близкие не исчезают насовсем, а присутствуют с нами в некотором ином измерении. Вот они – те, кто за него жизнь отдали – рядом с ним идут в этот запретный лес, и их любовь рассеивает всех этих дементоров лучше всяких патронусов, которые опираясь на самые счастливые воспоминания, может создавать, человек. Любовь хранит лучше всякого любого волшебства – это очень важная тема в книге.

А вот потом случается нечто, что не входило в планы Волдеморта, как и не входило в планы Белой Колдуньи из книги Клайва Льюиса. Помните, Колдунья убивает Аслана на жертвенном столе, следуя законам своей черной магии, и думает, что теперь она тут воцарится навсегда. Но, как пишет Клав Льюис, сработали законы более древней магии, и жизнь побеждает смерть. Аслан оживает, обновляется в великой славе, изгоняет Белую Колдунью из Нарнии навсегда - по крайней мере, в том виде, в котором она участвовала в событиях. Мы понимаем, о чем идет речь у Льюиса, это, конечно, история Пасхи. Эти более древние законы срабатывают и в случае Волдеморта и Гарри Поттера. И они оба – Волдеморт, который направил свой лучик и Гарри Поттер, который подставил свою безоружную голову (он палочку специально убрал подальше, чтобы рефлекторно не защититься) – оказываются в посмертии, в некоем пространстве между жизнью и смертью. Я бы сравнил это с пространством между мирами у Льюиса в книге «Племянник чародея». А Кинг-Кросс – это самый первый вокзал в истории Англии, мне довелось там побывать, это действительно такой большой купол, под которым железнодорожные дороги во все стороны разбегаются.

И вот в этом странном измерении Гарри Поттер видит душу Волдеморта в виде скулящего и воющего карлика: ему очень плохо, он ничего не видит, он ослеплен. Но почему же ему так плохо, если никто ему ничего плохого не делает? И Гарри Поттер, преодолевая брезгливость, идет к Волдеморту, чтобы ему как-то помочь. Тут вдруг появляется Дамблдор и говорит: "Ты не можешь ему помочь". Потому что помощь мало дать – её еще надо принять. А Волдеморт всю жизнь что делал? Помните, чему учит Воланд: никогда никого ни о чем не просите - все сами дадут. Манифест гордыни. Собственно, главная слабость Волдеморта в том, что он всё время цеплялся за эту земную жизнь, о чём и говорит Дамблдор Гарри Поттеру несколько раз. И ради того, чтобы протянуть здесь несколько десятилетий или столетий, Волдеморт создает крестражи, разрывая свою душу на куски, или просто устраняет соперников. А добрые герои считают, что есть вещи страшнее смерти, важнее жизни. Предать друга страшнее, чем умереть. Остаться честным, прийти на помощь важнее, чем остаться в живых. Волдеморт сам себя законопатил в этом батискафе. И поэтому в царстве любви ему плохо: он любить не научился, душой не вырос. Об этом отец Александр замечательно говорит: «Ужас ада не в том, что кто-то кого-то мучает, а в том, что в нем нет места для любви». И вот эта неразвитая душа страдает о том, что она и хотела бы с Богом общаться – добрая энергия в сердце человека заложена – а у неё и языка нет.

Дальше между Дамблдором и Гарри Поттером возникает потрясающий интересный диалог. Гарри не знает, вернуться ли ему назад или пойти дальше. И Дамблдор говорит: "Надо жалеть о тех, кто не умеет любить – вернись ради них, может быть, ты сможешь им помочь". И душа Гарри Поттера возвращается в свое тело, чтобы помочь Волдеморту не умереть навечно, чтобы этой мертвой душе предложить эликсир жизни. И за секунду до последней схватки диалог они общаются – очень интересные Шекспировские диалоги пишет Роулинг. Гарри Поттер говорит: "Том, покайся, я видел тебя, видел, во что ты превратишься". Волдеморт отказывается и после этого выстреливает в него. А Гарри Поттер, защищаясь, не убивает Волдеморта красным лучиком, а разоружает его. И Роулинг пишет черным по белому, что Волдеморт был убит собственной злобой, собственным колдовством, которое отразилось от щита, от любви Гарри Поттера, который, пройдя сквозь смерть, обрел дар закрывать всех своей любовью. Зло само себя убивает, быть злым – это уже и есть наказание, этот выбор выжигает человека изнутри полностью. Это иллюстрация того, как пространство «Волшебной сказки» смыкается с пространством богословия.

Если вы помните, в последней книге хроник – не по написанию, потому что они были написаны в разном порядке, а по внутренней хронологии – которая называется «Последняя битва», когда добрый герой проходит сквозь эту дверь в царство Аслана, то начинает двигаться вперед и вверх. Представьте себе этот горный массив, по отрогам которого снизу вверх поднимаются с разных сторон нарнийские герои. А дальше дети, которые оказались в стране Аслана, вдруг замечают контуры родной Англии и идущих уже там маму и папу. То есть пространство "Волшебной сказки" сомкнулось с пространством земной, здешней истории. И вот тут-то эти дети до конца поняли, кто такой Аслан. Это тот, кого мы знаем в нашем мире под именем Христа. Только в нашем мире история реальна, а в Мире Льюиса это некое вторичное пространство, в котором гений человеческий творит события, выстраивает причинно-следственные связи и ряды. Они пересекаются и совмещаются с нашими, с реальной историей. Точно так же у Роулинг в седьмой книге пересекаются пространство волшебной сказки и новозаветные истории. И дальше Гарри Поттер начинает понимать то, что мог бы выучить, если бы ходил в воскресную школу, или читал учебник отца Андрея Кураева «Основы православной культуры», или приходил на концерты Псоя Короленко. Я очень надеюсь, что мы уговорим Псоя Короленко сказать несколько слов про постмодернизм, потому его лекция на эту тему, которую я слышал в Липецке, потрясающе интересна. И я в двух словах озвучу один тезис.

По мысли Паоло Лиона постмодернизм – это преодоление модернизма, это очень важно. Сдувается пафос художника, он начинает осознавать себя как одного из многих в этой большой истории. Человек не просто создает текст – он его еще и читает и понимает, выстраивает диалог. Лишившись иллюзий о себе как о великом и неповторимом, он оказывается в реальном мире. Помните анекдот: «Лягушка-лягушка, ты почему такая зеленая и склизкая? – Болею я. А вообще я розовая и пушистая». Постмодерн позволяет умному писателю увидеть свою зеленую и склизкую натуру, вернуться в реальный мир и начать собирать и снова выстраивать вторичные миры, заново проходя тот путь, о котором мы сейчас говорили.

Подводя некий общий итог нашей лекции о «Волшебной сказке» и «волшебных мирах» в пространстве Евангелия, я хотел бы сказать, что, конечно, не все эти водоемы в промежуточном мире ведут в доброе измерение, одни ведут в умирающий мир, а другие – в новый, еще не родившийся. На мой взгляд, пространство «Волшебной сказки» - это пространство вокзала «Кинг-Кросса» или промежуточного мира, откуда можно выйти в разные измерения. И от художника зависит, куда он поведет за собой читателя, но и читатель, идя вслед за ним, обнаруживает пространство собственной души, это и его внутренний мир в том числе.

Платон, ученик Сократа, говорил, что есть некий мир идей, согласно которому оформлен мир наших вещей. Именно вот эта материальность нашего мира для Платона была проблемой: «Человек ослеплен материей – надо вырваться из тела, чтобы увидеть идеи». Аристотель, который поднялся выше Платона, в промежуточный мир на пути к христианству, задал очень важный вопрос: «Если есть идеи для вещей, может, есть идеи для поступка? И если есть, то что из себя представляют?» И он ответил на этот вопрос – добродетель, нравственный закон. Когда человек поступает хорошо, по правде, то соприкасается с этим миром идей. Если душа – это форма тела, то и не надо развоплощаться, следуя закону добродетели, у тебя есть возможность быть счастливым, потому что ты уже здесь и сейчас, в земной жизни актуализируешь красоту небесную. Аристотель же в томах этики пишет, что добродетель находится не точно посередине между крайностями, она всегда смещена. Щедрость – это добродетель, крайности – жадность, скупость и расточительность. Щедрость ближе к расточительности.

В волшебных мирах перед нами открывается пространство действия, идеи поступков, решений, которые могут быть облечены в самые разные образы. Там могут и драконы, и хоббиты, и эльфы. И в этом пространстве действий человек может научиться поступать правильно. В этом смысле «Волшебная сказка» является частью великой европейской литературной традиции, задача которой – воспитание чувств. А какими должны быть наши чувства? «Христовыми» - пишет апостол Павел.

Последний момент: Григорий богослов в своих «Пяти словах о богословии» поясняет, о чем мы можем дискутировать, а где лучше замолчать. Наше молчание начинается там, где начинается богословие, то есть учение о Троице, о бытии Бога в себе. «А все остальное – пишет Григорий- то есть как свершилось спасение, как свершилось грехопадение, что было сказано Адаму в раю, история пророков, промыслы Божии, действия промыслов в истории – это то творческое пространство, в котором человек может находить решения, формулировать какие-то мысли, даже ошибаться и дискутировать, это пространство свободы».

На мой взгляд, и «фэнтези», и «волшебная сказка», и отдельные темы фантасмагории – это та самая часть творческой работы, задача которой осознать и осмыслить наш мир так, чтобы был выход ко Христу, выход к нашему спасению. Чтобы и здесь могла случиться встреча человека не только с Асланом, но и с тем, кого в творчестве Льюиса Аслан символизирует. Спасибо вам за терпение.

 

Ieromonah-Dimitriy-Pershin-Volshebnye-miry-v-prostranstve-Evangeliya.doc [91 Kb] (cкачиваний: 20)


Разместите статью у себя на странице!
Распечатать

Комментарии


Потрясающе!!!
  • Нравится
  • 0

Payday is one point for granted Order free viagra Generic Order Viagra Generic the minimum wage earners.
  • Нравится
  • 0

Can women take should buy viagra online for men, viagra bad side effects .
  • Нравится
  • 0

<a href="http://paydayloansonlineglhf.com">best online payday loans
</a>
  • Нравится
  • 0

california online payday loans
- <a href="https://onlinepaydayloanquickes.com">online payday loans no credit check instant approval
</a>
online payday loans washington state
- online payday loans va
  • Нравится
  • 0

online payday loans bad credit
- <a href="https://onlinepaydayloanquickes.com">online payday loans same day deposit
</a>
online payday loans kansas
- online payday loans direct lender
  • Нравится
  • 0

online payday loans direct lender instant approval
- <a href="https://onlinepaydayloanquickes.com">online payday loan no credit check
</a>
online payday loans no credit check
- shoreline online payday loans
  • Нравится
  • 0

online payday loan reviews
- <a href="https://onlinepaydayloanquickes.com">shoreline online payday loans
</a>
online payday loans no fax
- online payday loans in alabama
  • Нравится
  • 0

viagra on sale
<a href="http://sildenafilbdf.com/">viagra 100mg</a>
buy viagra legal
sildenafil citrate 100mg
buy viagra nigeria
  • Нравится
  • 0

online gambling
Slot machine
gambling slot
<a href="http://fundacja.yrrah.com/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task
=user&id=58646"> gladiator Pokies</a>
  • Нравится
  • 0

slots flash casino
jackpot slot
blackjack
<a href="http://xn--debacab3b2c.com/index.php?option=com_k2&view=itemlist&tas
k=user&id=235572"> online casino Canada</a>
  • Нравится
  • 0

Pokies site
money Pokies
new slots sites
<a href="http://agacoadministradoresconcursales.org/index.php?option=com_k2&v
iew=itemlist&task=user&id=248555"> online games Pokies</a>
  • Нравится
  • 0

cheapest auto insurance
cheapest auto insurance
car insurance quotes
<a href="https://7auto24insurance.org/"> best auto insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap auto insurance online
cheapest auto insurance
cheap insurance for cars
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheapest car insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap car insurance online
cheap car insurance quotes
cheap insurance for cars
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheap auto insurance quotes</a>
  • Нравится
  • 0

car insurance quotes
car insurance quotes
best auto insurance
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheapest car insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap auto insurance quotes
car insurance quotes
cheap auto insurance
<a href="https://7auto24insurance.org/"> best auto insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap car insurance quotes
cheap auto insurance online
cheap car insurance quotes
<a href="https://7auto24insurance.org/"> best auto insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap car insurance
cheap car insurance
best auto insurance
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheap car insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap car insurance
cheapest car insurance
cheap insurance for cars
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheapest auto insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap auto insurance online
best auto insurance
cheap car insurance quotes
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheap car insurance quotes</a>
  • Нравится
  • 0

cheap car insurance online
cheap car insurance online
auto insurance quotes
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheap auto insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap auto insurance online
cheap auto insurance
auto insurance quotes
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheapest auto insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap auto insurance
cheapest auto insurance
cheapest auto insurance
<a href="https://7auto24insurance.org/"> cheap auto insurance online</a>
  • Нравится
  • 0

cheap insurance for cars
cheap car insurance quotes
cheap car insurance
<a href="http://7auto24insurance.org/"> cheap auto insurance quotes</a>
  • Нравится
  • 0

cheap auto insurance quotes
cheap auto insurance
car insurance quotes
<a href="http://7auto24insurance.org/"> cheap auto insurance</a>
  • Нравится
  • 0

cheap car insurance
best auto insurance
cheapest car insurance
<a href="http://7auto24insurance.org/"> cheap car insurance quotes</a>
  • Нравится
  • 0

cheap car insurance
auto insurance quotes
cheap auto insurance
<a href="http://7auto24insurance.org/"> cheap car insurance online</a>
  • Нравится
  • 0

cheap car insurance online
cheap auto insurance
cheapest car insurance
<a href="http://7auto24insurance.org/"> cheap auto insurance</a>
  • Нравится
  • 0

Ваше Имя:   Ваш E-Mail:  

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: