ACADEMY.SU

Иеромонах Димитрий (Першин) - От "Мастера и Маргариты" Булгакова к "Идиоту" Достоевского


Иеромонах Димитрий (Першин) - От "Мастера и Маргариты" Булгакова к "Идиоту" Достоевского

TCR 00:00:13 От «Мастера и Маргариты» Булгакова к «Идиоту» Достоевского. На чьей стороне Булгаков в споре Достоевского с Толстым. И у меня сразу вопрос ко всем, роман Булгакова, надеюсь вы читали, роман «Идиот» Достоевского читали. Прекрасно.

TCR 00:00:47 Так вот, если говорить о романе Булгакова, то его судьба достаточно необычна даже для текстов двадцатого века, потому что он был написан для одной аудитории, а прочитан совсем другой. А текст существует только в контексте, в смысловой оболочке, в внутренних взаимосвязях, в отсылках к эпохе, к событиям, к некоторым доминантам смысловым.

TCR 00:01:25 Так вот беда в том, что Булгаков писал текст для людей, которые все таки впитали в себя христианскую культуру, не обязательно разделяли эти взгляды, но так или иначе понимали ее. И все-таки выросли в его эпоху, то есть до семнадцатого года вошли в это пространство. А прочитан роман был уже в шестидесятые годы, он вышел после двадцать лет после его смерти, совсем другими людьми, которые в этом романе расслышали нечто свое, то, что было близко им. Такая своего рода диссидентская повестка.

TCR 00:02:10 Это прочтение романа глазами шестидесятников, которые в этом романе увидели, как писал Мераб Мамардашвили, это один из великих философов той эпохи, шокирующую свободу слова. Тему любви Мастера и Маргариты, оппозиция таланта, художника, власти. Мастер и Понтий Пилат, причем в Мастере вычитывали Булгакова, в Понтии – Сталина. Одна из возможных интерпретаций. Восхищались импозантным Воландом и гением-самоучкой Бездомным, который дорос чуть ли не до профессора, за буквально несколько лет, будучи крайне невежественным человеком в начале романа.

TCR 00:03:00 Так вот, именно в этом понимании, в этом прочтении роман пришел в наши школы. Когда были сняты вот эти запреты, барьеры, и он вошел в школьную программу в одиннадцатом классе, его читают где-то весной как раз апрель-май, скорее февраль-март, март-апрель, ближе к Пасхе.

TCR 00:03:27 Второе прочтение этому роману дали послеперестроешные годы, это прочтение, я бы назвал вульгарным. Водевиль со спецэффектами, голая Маргарита на метле, бал у Сатаны, какие-то инфернальные фокусы, и как реакция на первое и второе, два профессора Московской духовной академии, Николай Константинович Гаврюшин, в журнале «Символ» в своей статье, а в последствии Михаил Михайлович Дунаев в отдельной брошюрке, ну и в главе своей книги «Истории русской литературы», квалифицируют роман Булгакова, как темный роман, как апологию сатаны и сатанизма, как попытку вовлечь в сатанизм читателей.

TCR 00:04:24 Бал у сатаны, они воспринимают как черную мессу и пытаются обосновать, найти и расшифровать вот эти черные замыслы писателя, который через этот текст пытается читателя отвадить от христианства, дело Воланда, выполнить здесь. Но вот потом стали выходить тексты дневников и рукописи романа, потому что многое сохранилось, плюс Булгаковеды, литературоведы начали поднимать целые пласты документов, свидетельства этой эпохи и оказалось, что все совсем не так.

TCR 00:05:15 Оказалось, что Булгаков в письме правительству СССР 30-го года, а реально Сталину пишет буквально следующее: «Я пишу роман о дьяволе». Не про Понтия Пилата, не про Мастера, ни про Маргариту, ни про Бездомного, роман о дьяволе. И действительно не случайно в этом романе нет положительного героя, ни одного. Что важно, что и не про Иешуа-Га-Ноцри пишет Булгаков свой роман, а именно о дьяволе.

TCR 00:05:55 Поэтому гипотеза шестидесятых годов оказывается под вопросом. Что касается таких легких произведений, Булгаков действительно писал пьесы, писал фельетоны, он этим и зарабатывал какое-то время. Писал их быстро, и может быть, если говорить о газетной работе, это часы и дни, если говорить о пьесах это месяцы. Но над своим последним романом он работал половину жизни. Замысел приходит к нему в 25-м году, и он над ним работает до самой смерти, за две недели до смерти Булгаков вносит правку в роман, уже слепой, ослепший Булгаков, он потерял зрение, у него была болезнь почек неизлечимая. Он вслепую диктует правки своей супруге Елене Шиловской.

TCR 00:07:05 То есть для него это не было проходным произведением. Это не какой-то вот побочный эффект, побочный продукт. Это если хотите, программный текст, очень важный для него. Ну, и наконец, когда стали публиковаться его рукописи, дошедшие до нас фрагменты, мы стали обнаруживать очень интересные свидетельства абсолютного несатанизма, уж точно сатанистом Булгаков не был. Писатель, потому что, ну скажем, в одной из последних рукописей на полях мы видим в оригинале, то есть на полях машинопись, рукой Булгакова написаны слова: «Господи – пишет Булгаков – помоги кончить роман». Сложно предположить, что сатанист, который глумится над Богом, обращается к нему же с просьбой благословить его на завершение труда.

TCR 00:08:00 Кроме того, мы видим, что Булгаков, претерпевает все вот эти гонения и репрессии именно за то, что он не отрекается от уходящей Руси. «Белая гвардия», опубликованная в СССР. Это ведь признание в любви уходящей эпохе. В этом тексте мы видим молитву Матери Божьей, что поразительно. В этом тексте «Белая гвардия» мы видим пасхальный образ Христа, воскресшего в самом конце.

TCR 00:08:39 Мы видим верность идеалам той интеллигенции, которая попадает в жернова репрессий и гонений, как раз в 30-40 гг. И вот что интересно, что Булгаков нигде не отрекается от «Белой гвардии», которая потом была поставлена во МХАТЕ под название «Дни Трубиных». Претерпевает за это поношение, его обличают в том, что он чуть ли не враг народа, мракобес.

TCR 00:09:11 Получается странная вещь, Булгаков публично подставляется, подставляет свой лоб, свою голову под топор, за то, над чем он глумится по ночам, ну или днем, когда пишет свой роман «Мастер и Маргарита». В то время, как он мог бы совершенно свободно публиковать разные злобные тексты антихристианского свойства, как то делал Демьян Медный, прототип Ивана Бездомного. На этом еще и зарабатывать, жить безбедно, иметь славу, деньги, все удовольствия.

TCR 00:09:49 Но вот Булгаков почему-то в стол пишет вот этот антихристианский текст, как сейчас считает Михаил Михайлович Дунаев и Николай Константинович Гаврюшин, а публично перед всеми остается верным своей эпохе. Булгаков, конечно же не, гораздо сложнее картинки, которая сформулирована за последние три десятилетия, может не три, шестьдесят лет, в рамках прочтения его романа. И как результат новых вводных всей этой работы, появились сначала мои статьи, которые где-то процентов на 30-40, если смотреть об идеи, об идеях уже отличались по тональности всего того, что было до. А потом замечательная работа Кураева, отца Андрея Кураева, которая называется «Мастер и Маргарита за Христа или против», куда вошли небольшие кусочки моих текстов, немножко совсем, очень много его собственной работы.

TCR 00:11:02Кроме того статья Александра Леонидовича Дворкина в журнале «Альфа и Омега» №50, где он проводит сравнительный анализ романа Булгакова «Мастер и Маргарита» и романа Достоевского «Идиот», и показывает, что образ Иешуа-Га-Ноцри, он создан как раз, опираясь на образ князя Льва Николаевича Мышкина. И совершенно не случайно, потому что Булгаков продолжает ту дискуссию, ту полемику, которую ввел Достоевский в свое время с Толстым и теми, кто не заводил христианство на уровне этической системы, морали, моралистики.

TCR 00:11:49 И вот во всех этих работах, Кураева, Дворкина и немножечко в каких-то моих статьях журнальных, ну и в некоторых других конечно же, я думаю, мы встречаем вот это четвертое прочтение романа, суть которого в том, что это роман-шифровка, роман с двойным, а может тройным даже дном, и его суть это апология. То есть свидетельство, попытка отстоять истинное христианство перед лицом псевдо-христианства в упаковке Толстовца, или оккультизма, или теософии, или антропософии, в общем, тех учений, которые внешне могут казаться христианскими, по своей сути глубоко чужды не только христианству, но даже и любой другой традиционной религиозности.

TCR 00:12:59 И вот здесь, если мы принимаем эту гипотезу как рабочую, первый вопрос, который возникает: зачем, почему шифровка, почему Булгаков не мог это прямо сказать. Ответ на этот вопрос уже в историческом контексте, это же эпоха нарастания, репрессии. За любое расхождение с курсом партии, тем более, если здесь, можно было бы встретить некие добрые слова о христианстве, о той религии, которая использовалась эксплуататорами, чтобы выжимать последние соки из трудящихся.

TCR 00:13:44 Кроме того, автор этого романа уже к тому времени имел черную меточку, после «Белой гвардии», после критики, после огульной, злобной критики его перестали печатать. Его пьесы стали снимать с постановок, Булгаков несколько лет жил впроголодь, сводил концы с концами. Ему было непросто находить деньги. И появление нового тексты, который продолжал бы ту же линию прямо, открыто, скорее бы всего означал бы конец, если не жизни, то свободы для Булгакова. А он надеялся текст напечатать, кроме того была цензура и сквозь цензуру этот текст провести. И поэтому он делает внешне антихристианский, некий посыл в этом романе явным, очевидным, бросающимся в глаза. Но внутри текста есть некие противоречия, есть некие подсказки для любого читателя, которые подсказывают, что все гораздо сложнее. Что на самом деле этот роман говорит о Христе, Евангелие, а не о несчастном бродячем Толстовце, в виде Иешуа-Га-Ноцри, который может быть в чем-то и симпатичен, но ничего общего не имеет с Христом Спасителем.

TCR 00:15:21 Далее, если это роман-шифровка, если он написан в ситуации нарастающих репрессий, становится понятна роль черновиков, роль ранних редакций, потому что обычно писатель улучшает текст. Ну, скажем, «Война и Мир» мы знаем четыре рукописи, и они последовательно совершенствуются, становятся все лучше и лучше. В случае Булгакова не очевидно, что все вычеркнутое писателем, действительно было убрано, потому что не соответствовало авторскому замыслу. Возможно, что-то он убирал, просто потому что понимал, что в таком виде это не пройдет сквозь сито цензуры. Поэтому нам важно обращаться и к рукописям, ну, по крайней мере, если говорить о некотором целостном восприятии этой работы.

TCR 00:16:16 И кроме того еще один важный момент, надо понимать, что Булгаков был очень смелый человек, порядочный человек, мужественный человек. Когда Осипа Мандельштама отправляют в чердынскую, первую его ссылку, за его знаменитое стихотворение о Сталине: «Его толстые пальцы как черви жирны, мы живем под собою не чуя страны…» и т.д. «А где хватит на полразговорца, там припомнят кремлевского горца…»

TCR 00:16:54 Естественно Сталин этого не простил, и с поэтом расправились, сначала Чердынь, потом Воронежская ссылка, потом и лагеря и он погиб, по всей видимости, где-то на Колыме, может быть в Магадане. Но, так или иначе, первый момент, Осипа забрали, Осипа Эмильевича, и его супруга Надежда Яковлевна Мандельштам, мечется по Москве, собирает посылку, она еде за ним, потому что он был совершенно не приспособлен ник какому заключению, ни к какому лагерю, ни к какой ссылке.

TCR 00:17:33 Естественно, вдруг оказывается, что все двери закрыты, просто все боятся, все понимают за что репрессированы Мандельштамы, боятся оказаться в числе соучастников, подельников. Надежда Яковлевна вспоминает, что всего три двери открылись и оказали помощь. Среди этих трех или четырех адресов, где ее не развернули на 180 градусов, была квартира Булгаковых.

TCR 00:18:05 Елена Булгакова собрала всю возможную помощь, даже деньги какие-то, продукты, все, что могла, потому что они сами, скорее жили не богато, может даже где-то бедствовали, понимая чем может обернуться эта помощь и для нее, и для мужа, и для ее ребенка. Мера этих людей, это конечно не наша мера, мы должны понимать, что, у нас сейчас неделя о страшном суде, что это несколько больше, чем чаша воды и даже еда, которую просят нуждающиеся. Эта жизнь, которая была положена к ногам двух людей, семьи целой, сосланного поэта, великого поэта. И вот это мы тоже не должны забывать, говоря о Булгакове, и том, кто писал этот текст, что за этим стоит. Поэтому, конечно, предполагать, что тут сатанизм, не приходится.

TCR 00:19:12 Тогда что здесь? Значит, здесь перед нами такая интересная форма доказательства бытия Божия. Сам Булгаков так и называет главу - «Седьмое доказательство». Которая строится по следующей схеме: вначале Булгаков являет нам реальность сил зла в этом мире, а потом показывает, что не все в этом мире, далеко не все, подвластно злу. И заставляет нас задуматься, а что же ограничивает зло? Что удерживает зло? Что противостоит ему?

TCR 00:19:55 Заставляет нас задуматься над тем, почему Воланд рассказывает одну историю, пересказывая роман от Мастера, байку Мастера, выдавая за свои наблюдения очевидца, то, что там написано Мастером. Но при этом сам верит в совсем другое Евангелие от Иоанна. Но юный читатель из этого не может не сделать вывод о том, что есть некая неведомая, незримая реальность, присутствующая в романе Булгакова, пасхальная, подлинная, но только человек с ней знакомый, с ней соприкоснувшийся, сможет ее там различить. Или очень внимательный читатель, который готов не просто следовать канве сюжета, но и вдумываться, вслушиваться, включить голову, а не только эмоции.

TCR 00:20:49 Поэтому, ему очень важны вот такие мелочи, как эпиграф, как имена отсылки, роман просто пронизывал многочисленными связями литературными, историческими, религиозными, если хотите. И вот очень важно пытаться этот клубочек размотать. Так вот вопрос, с чего же начинается роман? Роман начинается с эпиграфа, помните какого? «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но свершает благо», словами Мефистофеля, из «Фауста» Гетте.

TCR 00:21:29 А почему Фауст, почему Гетте, заметьте, что начинается с этой цитаты из «Фауста» Гетте роман, эпиграф, и в самом конце романа, уже в посмертии Мастера и Маргариты, там вдруг тоже обнаруживается некое эхо Геттевское из «Фауста». Там появляется гомункулус в колбе, которого будут выводить или как-то там выращивать. Мастер и Маргарита в посмертии вот эту зыбкую жизнь, недочеловеческую, получеловеческую.

TCR 00:22:10 Почему здесь Фауст, что здесь. Во-первых, давайте вспомним пролог. Этот текст начинается Геттевский Фауст, начинается с пролога, в этом прологе, Мефистофель выпрашивает у Бога себе подопытного кролика Фауста, для опыта, для экспериментов. Сам Фауст это человек эпохи просвещения, он сам экспериментатор, он ученый. В версии Гетте, Бог разрешает Мефистофелю, сатане, заполучить Фауста в свои когти и с ним поиграть как кошка с мышкой.

TCR 00:23:08 Но вот этот пролог нас отсылает к еще более древней, может к одной из самых древних книг библии, книги Иова. Которая начинается очень похожим образом, сатана обращается к Богу с вопросом, безвозмездно ли его любят люди. «Даром ли тебя любят люди, ты ли им нужен, или гуманитарная помощь от тебя. Тебя ли они ищут, или зарплата, мира на Земле, чтоб можно было еще больше заработать денег, благополучие, а ты им не нужен, ты за скобками».

TCR 00:23:51 И вот тогда Бог отвечает: «Да – говорит – есть человек, который меня любит, который предо мной ходит, это Иов». На что сатана возражает, он говорит: «Так, но ему есть чего терять, он богатый, у него есть слуги, у него есть стада». Вы бы сказали по нынешним временам – олигарх. Одновременно и губернатор и олигарх, у него и какая-то власть есть, ограниченная пространством, есть семья, есть движимое и недвижимое имущество. А стада, это собственно, валюта той поры. «Поэтому ему есть чего терять, поэтому он может быть тебе благодарным и верным тебе».

TCR 00:24:42 На что бог попускает Сатане коснуться социальной оболочки Иова, и происходит череда катастроф, какие-то варвары нападают и угоняют стада, землетрясения разрушают дом, погибают дети в итоге всех этих событий. Иов теряет все, но остается верным Богу. Тогда сатана, когда приходит к Богу, Бог говорит: «Ну, вот видишь, он верен мне. Он не здесь, в каком другом измерении его сердце». На что сатана говорит: «Да, но у него еще есть что терять, у него есть здоровье».

TCR 00:25:28 И тогда Бог ему говорит: «Ты можешь коснуться его тела, но души не касайся». То есть у Иово остается свобода, его поражают проказы, я так думаю, это исключительно мои предположения, это не лепра в нашем теперешнем понимании, которая довольно долго развивается, а это что-то ближе к псориазу, когда человек покрыт вот этими струпьями, чешуйками кожи, она сшелушивается, все тело зудит, в ответ на переживание, такое бывает у человека. Один из возможных ответов организма на глубокое потрясение.

TCR 00:26:10 Совершенно не важно, какая кожная болезнь поражает Иово, важно то, что она причиняет ему крайний дискомфорт. Все чешется, все зудит, он сидит, счесывая с себя, какими-то осколками горшка, разбитого вдребезги, вот эти струпья кожаные, лохмотья. На этой же груде и сидит, этих битых черепков, где-то на развалинах может собственного дома, но остается верным Богу.

TCR 00:26:49 И тогда появляется жена Иова, и мы слышим тот же голос, который обращался только что к Богу, предлагая Иово искусить, подвергнуть этому испытанию, уже в устах людей. Сатана пытается уже Иово вывести из его душевного равновесия, из его глубины. И жена обращается к Иово с такими словами, она говорит: «Воздай хулу Богу, прокляни Бога и умри». Мол, он у тебя все отнял, зачем тебе такой Бог.

TCR 00:27:24 На что Иово говорит ей слова, которые вошли наверно в золотой фонд мемов, как сейчас принято говорить, неких суждений, которые известны. Говорит: «Если мы от Бога доброе принимали, неужели злое не будем принимать. Как же зло Его не примам, из Его рук пришло это, от Него это было». Жена исчезает, но на место жены приходят друзья Иова, такие благочестивые друзья, товарищи, которых много в нашем мире, я один из них в каком-то печальном смысле этого слова, которые знают ответы на все вопросы, благочестивые ответы, и они Иово объясняют, почему с ним все не так как надо. Они говорят: « Иов, когда ты себя вел хорошо, не грешил, у тебя все было, а вот сейчас ты наверно где-то согрешил, и у тебя все отняли. Ты покайся, все вернется».

TCR 00:28:17 Та же самая логика. Человек выполняет какой-то набор заповедей, поступки, заповеди, следует каким-то принципам, ему за это даются преференции, деньги это будут, или какие-то удовольствия, еще что-то в этом мире. Как только он начинает вести себя неправильно, все отнимается. Ну, если хотите, такой клевенизм, даже до иудейский, потому что это очень седая древность, Аверинцев считал, что Сергей Сергеевич, что эта книга написана первой в библейском каноне, одна из первых. Потому что там встречаются крайне архаичные формы языковые и такой способ письма, как вырезание на камне букв, что действительно показывает такой плач очень древнего правила. Праведник, который жил в очень глубокой седой древности, где-то там, мы точно не знаем.

TCR 00:29:22 Книга очень многоборческая, очень горькая, но вот она вошла в канон библейский и вопрос зачем, почему она там оказалась. Так вот появляются друзья Иово, которые начинают Иово популярно объяснять, что надо ему покаяться, что ему скидка выйдет, и все вернется. Та же самая логика, Бог не нужен, нужно то, что он дает. Девять речей произносят, каждый по три, Иов с ними не соглашается, он говорит: «Все не так, я не согрешал против Бога, я тот же, я не изменился, я не знаю почему это происходит, но я, помните Высоцкого, тот же самый». Песенка есть такая «Я тот же самый».

TCR 00:30:20 В конце концов они выводят Иово из себя, и он их выпроваживает, и обращается к Богу с воплем: «Господи, я не понимаю, что происходит». Длинная речь Иова, причем поразительная по своей трагичности. И Бог ему отвечает, причем отвечает следующее, о говорит: «Иов, а ты вообще что-нибудь понимаешь? Насколько ты вообще можешь понимать, чтобы задавать такие вопросы». И дальше длинный список, перечень того, что не может понимать Иов, в частности там есть такие странные, встречные вопросы Бога, творца этому человеку. «Иово, – говорит – ты ли связал уста левиафану и крокодилу, ты ли оградил море песком?»

TCR 00:31:14 Вот эта загадка, она до сих пор стоит перед физикой, почему силы энтропии распада, не распылили нашу вселенную, наше мироздание, наш космос вот в такую бесконечную пустоту. Что связывает энергию, что связывает материю, что удерживает от распада мир? С не меньшей остротой эти вопросы стояли перед людьми очень глубокой архаики, которой восходит книга Иова. Ведь действительно загадка, ведь море здесь не просто соленая вода с каким-то химических составом, это образ хаоса, древнего хаоса, тех сил, которые шевелятся где-то под поверхностью земли и готовы вырваться наружу. И вот удивительным образом, песок, дюны, которые вообще ничего не весят и не значат, удерживает море в его границах, в его берегах. И конечно крокодил-левиафан это отнюдь не игрушки, бегемот и крокодил, живущий в мире, или где-то там дальше в Африке, это тоже образы хаоса вот этих древних сил. Заметьте, что это еще и водные животные.

TCR 00:32:45 И вот кто-то связал силы хаоса. И конечно здесь мы видим первый намек на то самое доказательство, седьмое доказательство от противного, оно называется так, к которому обратится Булгаков. Доказательство от противного в чем заключается, давайте предположим, что далее делается странное допущение, потом мы смотрим на то, что получилось, видим абсурд, взаимоисключающие, какие-то противоречивые выводы получаем и говорим, исходное допущение является ложным, оно верно.

TCR 00:33:27 Становится с одной стороны понятен финал этой книги, потому что Иов в ответ на эту вещь Бога к нему обращенного слово божия, он говорит (42 глава книги Иова): «Господи, я смиряюсь, но если раньше я только слухом уха слышал тебя, ныне глаза видят тебя». То есть мера глубины познания Бога, она, конечно, стала другой. Иов открылись некие вещи, которые станут понятны нам только после вочеловечения слова Божия. Потому что ответом Бога на вопль Иова, было воплощение его слова. Он сам приходит в этот мир, но уже в этом мире после книги Иова, есть антидот, есть противоядие, есть прививка против того, чтобы объяснить чужие страдания, чужими грехами.

TCR 00:34:26 Причиной страдания может быть не только грех, но и некий высший смысл, некая цель. Грех тоже может быт причиной страданий, когда Христос исцеляет парализованного человека, который не мог двигаться 38 лет, и тот потом, только исцелившись, его чуть ли не сразу же предает, то Господь ему говорит: «Впредь не греши, потом, чтобы не было с тобой чего хуже». Грех может быть причиной нашего страдания, тогда страдание нас связывает, как некие наручники, которые не дают преступнику творить зло. Страдания приносят некую пользу чисто педагогическую. Может примитивную. Но не только это может быть причиной более страданий в нашем мире. Когда Христос исцеляет слепо-рожденного, ученики спрашивают Христа: «А кто согрешил, он или родители его, что он слепым родился». И Господь говорит: «Не он и не родители». «А кто же?» - говорят ученики. И слышат в ответ, что это с ним все приключилось для того, чтобы явилась Слава Божья. И Христос исцеляет, дарует ему зрение, он прозревает, и первое что видит, видит лик Христа перед собой. Тем самым, когда спаситель умирает на кресте, на голгофе, именно книга Иова, ну, и многие другие тексты «Ветхого Завета», но более поздние, не дают возможности всем, кто видит это интерпретировать происходящее, как наказание, которое обрушилось на голову этого Иисуса из Назарета, потому что он соблюдал субботу, прощал грехи, делал себя Богом, в чем его упрекали, собственно, иудеи, что может быть какое-то иное объяснение происходящему. Это объяснение – это Пасха, эти страдания они разрешаются на Голгофе пасхальной радостью, воскресением Христовым. Книга Иова заканчивается весьма странной главой, там говорится о том, что они еще с женой нарожали детей, в общем, их было много. Но дети носили очень странные имена, например, дочку зовут «коробочка для благоуханий», в оригинале это слово оно звучит очень по-дурацки прям, скажем, что должно наводить умного читателя на мысль о том, что этот хеппи-энд, он как раз для массового пользователя придуман. Ну как же все-таки человек страдал, и вот все разрешилось, все благополучно, овцы размножились, слуги прибежали, дом построили, дети нарождались, в общем, все вернулось на круги своя. Но читатель более вдумчивый понимает, что это не конец это вот послесловие для начинающих, концом является эта самая удивительная 42 глава, когда Иов поднимает глаза к небу и в неком изумлении, знаете как золото, которое прошло горнило, оно выплавляется из руды, вот также Иов в своем сердце отражает, в переплавленном сердце, после этих страданий, некую весть с неба, которая потом станет благой вестью, уже в нашем мире, в наши дни.

TCR 00:38:03 Так вот, если мы вернемся к «Фаусту», то именно в «Фаусте» мы встречаем вторую тему, которая нам очень важна в романе Булгакова, если говорить о доказательстве бытия Божия, это Мастер. Кто такой Мастер? Помните, после пролога, после того как Мефистофель заполучает душу Фауста, для опытов и экспериментов, начинается история этого Фауста. Начинается она с того, что Фауст, ученый эпохи просвещения, немножко утомленный всеми своими заботами, идет погулять в близ лежащий парк, и в этом лесу к нему прибивается пуделек, черный пудель, собачка такая. Помните набалдашник трости Воланда в форме головы черного пуделя.

TCR 00:38:51 Они подружились, вернулись назад домой уже вместе, но пудель, это пудель, он никакой не Мефистофель. Вот эта псинка устроилась где-то там на коврике или может быть под стулом, как несчастный Вольдеморт в седьмой книге про Гарри Поттера, а Фауст встает за конторку, они писали стоя в восемнадцатом веке, и что-то делает, и вдруг пудель раздувается в Мефистофеля и начинается трагедия Фауста. Что же такое сделал Фауст, что Мефистофель получил власть вторгаться в его жизнь.

TCR 00:39:37 Фауст поставил эксперимент над самым главным текстом, для Гетте самым главным текстом, который вообще существовал в истории человечества, это Библия. Но Библия большая, там есть Ветхий завет и Новый, что было главным для Гетте, конечно Новый завет. Он тоже большой, там двадцать семь книжек. Евангелие есть, деяние, послание апостольские, апокалипсис, конечно Евангелие важнее, но Евангелие, это тоже читайте книги, соответственно самое глубокое, богословское. Это евангелие от Иоана. Но там тоже много глав. Что же выбрать, наверно то, что читается, тот текст, который читается в самый главный праздник христианский, на Пасху.

TCR 00:40:22 Что читается на Пасху? «В начале, было слово, слово было у Бога. Слово было Бог», первое зачало от Иоана. Именно его Фауст решил исправить, уточнить, улучшить, ему виднее, он великий ученый, во всем разбирается, и вот он переправляет «в начале было слово» на «в начале было дело». «Дас верг» по-немецки, и как только он пишет это верг – дело, именно в этот момент пудель раздувается в Мефистофеля.

TCR 00:40:58 А почему на Пасху в наших храмах звучат эти слова «в начале было слово», ведь зачало там не является пасхальным текстом. Церковь действительно обращается к людям с пасхальными цитатами, читает пасхальные фрагменты Нового завета под Воскресение. На всенощном деянии, на утренней читаются одиннадцать вот этих вот воскресных евангелий, фрагментов из Евангелий, отрывков, которые как раз повествуют о разных аспектах воскресения Христова. Это может быть история про мироносиц, которые пришли и увидели садовника, так как Мария Магдалина, или про Петра и Иоана, которые пришли и увидели отваленный камень и пустой гроб там и плащеницу, свернутую. Либо про то как путники Лука и Клепа пошли в Эммаус и сними рядом шел некий незнакомец, который им объяснял что случилось на Голгофе и сердце у них горело, но только в самом конце, когда он преломил хлеб, они в нем узнают Христа, но потом он исчез путник.

TCR 00:42:11 Такие тексты есть, но их церковь не читает на Пасху, а читает текст в котором там не слово про Воскресение не говорится, с другой стороны мы знаем, что именно пасхальный канон, пасхальное предание, пасхальное событие в церковном предании, они являются самыми главными и самыми древними, еще не было тестов Нового завета, а уже церковь справляла Пасху, праздновала Воскресение. Каждый первый день после субботы, у нас даже это слово Воскресение оно церковным не является, на английском Сандей, день солнца.

TCR 00:42:53 Так вот первый день после субботы люди собирались, вместе вспоминали Пасху. Это был первый день после субботы. Ну особым образом мы конечно праздновали самую главную радость, то воскресение, тот первый день после субботы, когда оно и произошло, в зависимости на какой день выпадала пасха христова. И совершенно очевидно, что еще не было текстов Нового Завета, только Ветхий Завет был, поэтому, когда Христос говорит о писаниях, которые о нем говорят, он говорит не о Новом завете, о Ветхом. Но очевидно, что в это время какая-то проповедь звучала в храмах, в день Пасхи.

TCR 00:43:34 Еще может быть, не было храмом, еще только, только начали строить базилики, даже не очевидно, что уже начали, по домам собирались, у кого-то дома, свершалось тайное вечере. И была некая проповедь, некое слово, обращалась церковь, апостолы, ученики апостолов к людям. И когда формируется порядок чтений церковных в каноне церковном богослужебном, мне кажется, думается, церковь отбирала эти чтения как раз по созвучию той древней проповеди, той древней традиции. Причем древность была небольшая, несколько десятилетий 15-20, может быть 30-40 лет.

TCR 00:44:19 Ну, если вот согласиться с преданием, что Иоан написал Евангелие в возрасте таком весьма почтенном. Ну, допустим, прошло там где-то 60 лет к этому моменту. Не так много времени, чтобы забыть о том, о чем апостолы говорили, обращались, с чем к церкви. И вот церковь отбирает именно это зачало от Иоана на Пасху, именно его читает, Может сам Богослов, эту традицию заложил, мы не знаем, автор Евангелия от Иоана, Иоан Богослов, он ведь тоже праздновал Пасху, он тоже с чем=-то обращался к людям.

TCR 00:45:04 И вот и его благовестия церковь выбирает кусочек, который остается первый чтением на путик пятидесятнице, потому что потом чтение воскресное тоже будет от Иона. Из его евангелия церковь избирает чтение. Так вот вопрос, а что же там услышала церковь? Почему эта не пасхальное евангелие стало Евангелием Пасхи. А пасхальные тексты, они тоже вошли в канон, но позднее, когда формируются вот эти вот 11 евангелийских отрывочков, это позднее. Формируют уже членопоследование утреннее.

TCR 00:45:40 Вот мой ответ на этот вопрос следующий: Это уже богословский контекст происходящего, то что люди воскресают было известно, ну скажем пророки молились, по их молитвам умершие были воскрешены, апостолы молились и по их молитвам умершие воскресали, Христос воскрешал Лазаря, сына вдовы наинской, дочери начальника синагоги. Необычно не то, что некто воскрес, а необычно здесь собственно, то, а кто воскрес, о ком речь? Вот это поясняет Евангелия от Иоана.

TCR 00:46:24 В начале было слово, вот то слово, в котором был мир сотворен, вот то слово смысл всего мира, всех вещей, всех событий этого мира, оно пришло сюда, в этот мир. Оно пришло на Голгофу, оно в силу безгрешности своей, в силу вездесущия отцу небесному, оно от Отца исходит, оно к отцу и приходит как раз в воскресение, но уже вместе с нами. Давая нам возможность через слово, через Бога, через обожение, благодати божественной, которое предполагает праведную жизнь, так сказать чистую, подлинную, уже вместе с нами слово Божие возвращается к отцу. Слово божие, которое дает смысл всему миру, призывает из этого мира всех тех, кто ему является родным, всех своих, их не так много, оно к ним обращено.

TCR 00:47:24 И вот это, собственно говоря, раскрывает смысл происходящего на Пасху. И вот именно на это покушается мастер, по имени Фауст у Гетте, именно после этого, когда он отвергает слово, заменяет его делом, в его жизнь вламывается Мефистофель, и Фауст, одержимый идеей деятельности, активности, активизма такого. Фауст, одержимый всем вот этим вот, начинает свой путь по мукам, который не понятно чем завершается.

TCR 00:48:00 У Гетте по помысли такого философа Мейера, был такой замечательный философ, он погиб в годы гонения, репрессий, один из участников волфилы, философской академии был такой проект в Питере, тогда это был уже Ленинград, наверно в те годы. Он говорит о том, что не понятен конец Фауста, он раздваивается, то ли Фауст погибает, в огонь его утаскивает демоны, то ли все-таки некие ангелы, они там тоже упомянуты, пытаются отбить душу Фауста от бесов. А почему конец не понятен, потому что не понятно насколько неодержим Фауст, насколько его выборы были свободны.

TCR 00:48:43 Потому что смоделированный Гетте в реальности, Бог разрешает Мефистофелю коснуться души Фауста, и не понятно насколько Фауст сам принимает решение. Если Иов абсолютно свободен, Бог не допускает злу подчинить себе человека, человек сам принимает решение, в том числе и ошибочное, то вот насколько Фауст не игрушка для Мефистофеля до конца не понятно. Возникает вопрос, а что мы здесь обнаруживаем, ну конечно образ Мастера, Фауст. И это тема творчества, когда творец свое творчество, творение впускает некое зло, искажает некую гармонию. Это искаженная, искорёженная, неверная, ложная, ошибочная, им порожденная реальность, может бумерангом повернуться к нему же и сломать уже его жизнь.

TCR 00:49:49 Булгаков пишет языком Гоголя, ну во-первых у него довольно много текстов, которые просто напрямую соотнесены с текстами Николая Васильевича, скажем «Похождение Чичикова» и многое другое. А во-вторых поэтика «Вечеров на Хуторе близ Диканьки», сам я язык, конечно он, эхо этого языка, мы конечно именно этот язык слышим, он присутствует в романе «Мастер и Маргарита» безусловно. У Гоголя есть произведение «Портрет», которое повествует о том, как некий художник рисует портрет со злыми глазами, и вот этот вот инфернальный, им, художником, привнесенный в картину оттенок, колорит, он вламывается потом в жизнь самого художника, ломает его жизнь.

TCR 00:50:53 У Булгакова эта тема тоже встречается, помните «Собачье сердце»? Профессор Преображенский вносит некую нечистоту, некую грязь, допускает некую ошибку в то, чем занимается, и, в общем, на грани фола проходит. На всякий случай, просто я напомню, обращу ваше внимание на такой своеобразный юмор Михаила Афанасьевича Булгакова, дело в том, что профессор Преображенский занимается проблемой омоложения, для этого он использует половые железы. Слово преображать тоже здесь не случайно.

TCR 00:51:40 Так вот именно в это время, когда было написано «Собачье сердце» примерно в это время реализовывалось в районе Сочи или Сухуми, где-то вот там в этих краях, эксперимент по скрещиванию человека и обезьяны, некий товарищ по фамилии Иванов эти занимался, с целью доказать, что мы от обезьяны произошли, тогда еще генетика не была на той высоте, на которой она сейчас находится. И по всей видимости, Булгаков отреагировал на эти опыты по выведению гибрида, ничего не получилось, вот эти оплодотворенные комсомолки просто оказались бесплодные, потому что там расходится, существенно расходится геном шимпанзе и человека, и невозможно появление жизнеспособного потомства, и вообще не возможно зачатие в таком случае.

TCR 00:52:39 Но Булгаков на это отреагировал, написав «Собачье сердце». Другой его текст на эту же тему, это конечно «Роковые яйца», помните тоже профессор Персиков допускает ошибку, из этих яиц выводятся монстры, после облучения какими-то лучами чудодейственными специальными, которые набрасываются на советскую Россию, там есть интересный, провидческий момент, что они, вообще-то говоря, подгребают к Москве со стороны Смоленска, полчище, орда этих монстров. Но потом что случилось, мороз ударил, и они там все полегли в этих полях, уже на подступах к Москве.

TCR 00:53:29 Ну я думаю, что в канун 70-я победы, нам сложно не расслышать здесь неких таких, конечно безусловно Булгаков не был ни пророком, ни провидцем, но художнику иногда выявить, заметить вещи, которые потом случаются. У Достоевского, безусловно, был такой дар. Но здесь важно не то почему и как погибли монстры, а важно то, что профессора Персикова толпа разорвала в клочья. Людей, потерявших близких, многие потеряли жизни, здоровье, в итоге, и вот они ворвались в эту лабораторию, нашли этого профессора, и от него не осталось ничего, он погиб.

TCR 00:54:18 В случае Мастера, эта проблема выходит на уровень метафизики. Мастер и здесь искажает реальность, создает карикатуру на Христа, уродует его облик, и в ответ обрушивается вечность. В его жизнь вторгается Воланд, его подручные, включая Маргариту. Там много посылочек от Воланда приходят, помощь в романе четко маркирована. Ну, скажем Мастер разжился удачным лотерейным билетом, помните, на сто тысяч. И помните, где он его находит? В корзине с грязным бельем. А в ранних мы читаем номер этого белья, это 13,13,13. Это подарочек от Воланда. Маргарита тоже из этого списка. Любовь, которая сравнивается с ножом убийцы. Маргарита ведьма.

TCR 00:55:23 Так вот, дальше начинается, собственно уже, история Булгаковская, его текст, начинается она того, что на скамеечке сидят два атеиста, Бездомный и Берлиоз, и обсуждают поэму Бездомного, в которой он очерняет образ Христа. Напомню, что замысел Булгакова написать роман родился так, у него хранились дневники, это описывается. 25-й год Булгаков пишет: «Вчера был в редакции журнала безбожник, там сидит какая-то сволочь, на столе книга, возможно библия, взял подписку, комплект номеров годовую подборку журналов «Безбожник». А его издавал такой человек по фамилии Губельман, псевдоним Ярославский, это руководитель союза воинствующих безбожников, автор идеи и воплотитель. «Безбожных пятилеток» организатор.

TCR 00:56:28 Так вот, Булгаков говорит, взял подборку журналов за год, годовой комплект, стал дома читать. Поразительно не то, что там перечисляются грехи исторические, грехи христианства и церкви, довольно много было в истории. Поразительно то, что там очерняют Иисуса, именно его, подчеркнуто Булгаковым. Не трудно догадаться, чья эта работа. Вот у него рождается замысел написать роман о дьяволе. Даже первые версии романа так и назывались: «Копыта инженера», «Черный канцлер», «Великий канцлер», простите.

TCR 00:57:11 И вот перед нами, собственно, с первых страниц романа, калейдоскоп мертвых душ, людей, которые по-разному отрекаются от Бога, по-разному умирают, вот мертвые души, и образ человека, который жив снаружи, а внутри мертв, разные виды безбожия. Вот первые два это Бездомный и Берлиоз, Бездомный воинствующий атеист, он ненавидит Христа всем сердцем, всей душой, а Берлиоз растворяет реальность Евангелия в кислоте мифологий языческих. Отсюда, собственно, конфликт, Берлиоза раздражает в Бездомном то, что его Христос получился как живой. Слишком всерьез относится Бездомный, ненавидя Христа, к тому, кого он ненавидит. Вот это не нравится Берлиозу.

TCR 00:58:03 Берлиоз полный пофигист, он абсолютно индифферентен, ему все это параллельно, он мертв внутри. Два типа атеизма этих сопоставляет Иоан Богослов в откровении, в апокалипсисе, помните Христов, воскресший, говорит ему: «Напиши ангелу Лаодикийской церкви», то есть епископу этой церкви. Что напиши? Буквально следующее: «О, если бы ты был холоден или горяч, но ты теплохладен и я изблюю из уст своих». Вот это теплохладие, страшнее даже холода, холод Савла привел его к Христу. Ненависть Савла, он обратился, стал апостолом Павлом. Бог к нему обратился, видя его ревность, пусть не по разуму. Но этот ангел Лаодикийской церкви, епископ, оказался теплохладен.

TCR 00:59:00 Температура его веры, это температура блевоты, плевка, и диагноз поставлен и итог тоже: «Изблюю тебя из уст своих». Об этом же Иосиф Бродский замечательно написал, в поэме «Фауст», называется так поэма. Такое есть четверостишье: «Есть мистика. Есть вера. Есть господь. Есть разница меж них. И есть единство. Одним вредит, других спасет плоть. Неверье – слепота, а чаще – свинство». Вот слепота и свинство. Слепота - Бездомного, свинство - Берлиоза. Перед нами возникают на этой скамеечке.

TCR 00:59:38 И к этим двум товарищам добавляется третий незнакомец, со своей версией безбожия. Помните первые слова Воланда? «Имейте ввиду, что Иисус существовал». Волан лжец, помните еще раз эпиграф: «Я часть той сила, что хочет зла, но часто совершает благо». Кто так может говорить. Только шизофреник. Хочет одного, делает другое. Или вербовщик, лжец, который хочет одного, происходит абсолютно нечто обратное, но он выдает это случившееся, за свои действия, себе приписывает то, что сам не совершал. К чему сам никак не относится.

TCR 01:00:22 Так вот, когда мы слышим это: «Имейте ввиду, Иисус существовал». Мы с вами вспоминаем сразу три разговора об антихристе Владимира Соловьева. Помните, как происходит последнее падение антихриста. Антихрист – это вообще преуспевающий политик, журналист, автор книг, всех помирил, всю планету помирил, очень известен. И вот он сидит у себя на вилле в Италии размышляет сам себе, он думает, ну вот я достиг славы, величия, известности, а если Иисус воскрес, мне что придется киржичем, то есть крестом, как польский крестьянин, склониться перед ним, поклониться ему, воскресшему, распятому, воскресшему.

TCR 01:01:10 И тут он взрывается последней злобой и кричит: «Сгнил, сгнил, сгнил как последняя» дальше многоточие. И с этим воплем он убегает в .. там окончательно умирает. Вечность переходит на сторону сил зла. Вот это существовал, что означает, что не воскрес. У Клайва Льюиса в романе «Переландра», фантастическом романе, есть такая тоже сцена, построена этот роман, на том, что на Венере не случилось грехопадение. И вот туда с Земли прилетает космический корабль, на котором некий человек, который полностью одержим дьяволом, а вслед за ним летит другой корабль, на котором человек, который, христианин, пытается венерианских Адаму и Еву от этого грехопадения.

TCR 01:02:05 Вот они находят Адаму и Еву, встречаются, и между ними возникает диалог, сатана пытается совратить венерианских Адаму и Еву, живущих на Венере, первых людей, а христианин пытается их от этого падения уберечь, удержать. И христиан приводит разные аргументы, сатана глумится, дьявол издевается над этими аргументами, это не все не убеждает первых людей, ни то, ни другое. И тогда христианин говорит: «А помнишь, что было после распятья на третий день после Голгофы?» И в ответ на это вдруг наш весьма скромный собеседник переходит на вой, он начинает выть. Ничего сказать не может. У него нет слов, только вой горестный. Самое любопытное, что вот эти вот первые люди на Венере этого не замечают и не понимают что случилось.

TCR 01:03:10 Вот такова же реакция Воланда, что существовал, не воскрес, а если это так, тогда именно Воланд решает все вопросы именно к нему, на себя он замыкают религиозную тягу Бездомного, претендует на всевластие. Действительно, дальнейшие события в романе Булгакова, показывают Воланда, как обезьяну-Бога, того, кто пародирует Бога, создание обезьяна-Бога, это вот такая средневековая, очень точная формула, которая такую пародию на страшный суд устраивает, пытается всем руководить, но что очень интересно, то буквально сразу же, Булгаков выражает свое личное отношение к Воланду, который в наших учебниках обозначен, как импозантный, глубокий мыслитель, иногда его даже и так называют.

TCR 01:04:09 Так вот очень интересно, что Булгаков пишет: «Интересна реакция Воланда на слова Бездомного о том, что они атеисты». «Так вы атеисты!» - привизгнул незнакомец, или сказал, привизгнув. Вот это привизгнув, нам сразу, перед нашими глазами, умного читателя, напоминает ему, просто о свинье или о поросенке, а о том моменте, когда с визгом и хрюканьем целое стадо свиное, бросилось в воду и море, когда Христос, по просьбе, кстати, бесов, когда исцелил бесноватого, отправил их в этих свиней, и они бросились и утопли.

TCR 01:04:59 Об этом мы вспоминаем, когда свершаем крещение, в начале крещения, там чиноглашение происходит, и вовремя этого оглашения священник обращается к дьяволу и говорит, что теперь тебе запрещается касаться там этого, там молитва запретительная, души и сердца человека крещаемого. Далее прецеденты, почему, ты. Который даже над свиньями не имеешь власти, там список разных событий из Библии из Нового завета, как ты можешь искушать человека, как ты можешь касаться его сердца.

TCR 01:05:32 Ну, и завершая нашу встречу, напомню уже медицинский диагноз, который Булгаков ставит Воланду, это сифилис. У Воланда разные глаза, и у него дурная болезнь, которую он подцепил у какой-то ведьмы на Брокенских горах, собственно от этой болезни его пользует Гелла, мазь втирает в колено, потом Маргарита начинает этим заниматься. Именно так лечили сифилис. Привизгивующий сифилитик, в общем, авторское отношение к Воланду, мне кажется, выраженно достаточно внятно, но мы этого не замечаем.

TCR 01:06:13 И мне кажется, очень важно напомнить, что сразу после этого вдруг всплывает Кант, в разговоре имя Канта. Пять доказательств бытия божия, которые Кант подверг критике, его же шестое, за которое Бездомный предлагает Канта сослать на соловки на три годика, что вызывает восторг Воланда. Он говорит, что я же говорил за завтраком, что ты пишешь, над тобой же потешаться будут. А потом Воланд расписывается в собственной беспомощности, говоря, что Кант находится в местах не столь отдаленных, что извлечь его оттуда, не представляется решительно никакой возможности.

TCR 01:06:53 И вот это признание Воланда, оно очень важно, потому что свою сволочь Воланд из камина вытаскивает заплесневелым, мановением когтя, на балу у сатаны, помните, из камина выкатывается разная публика, убийцы, проститутки, сутенеры, разная мразь, а вот до Канта когти Воланда не дотягиваются. Здесь мы видим первое свидетельство Воланда, ну, или его свиты, о том, что их версия, пересказываемая ими версия, об Иешуа-Га-Ноцри, который является всего лишь проповедником ненасилия, таким банальным пацифистом, ну, немножко экстрасенсом. Это всего лишь, ну скажем так, попытка не дать слушателю встретить того Христа, который был распят на Голгофе, воскрес, пришел в этот мир, который будучи словом божием стал и сыном человеческим, и который спас нас.

TCR 01:08:04 И дальше, мы с вами посмотрим, насколько различается весть с которой приходите Иешуа-Га-Ноцри в этот мир, с той вестью, с тем свидетельством, с которой пришел сын божий, ставший сыном человеческим. Наш спаситель и искупитель, Христос. На этом мы с вами закончим.

 

Ieromonah-Dimitriy-Pershin-Ot-Mastera-i-Margarity-Bulgakova-k-Idiotu-Dostoevskogo.doc [128,5 Kb] (cкачиваний: 26)

 

 

 

 

 

 

 


Разместите статью у себя на странице!
Распечатать

Комментарии


A rolling stone is worth two in the bush, thanks to this aretilc.
  • Нравится
  • 0

This is what we need - an insight to make <a href="http://yeiypa.com">evyroene</a> think
  • Нравится
  • 0

Online Prices For generic cialis dysfunction erectile levitra viagra!
  • Нравится
  • 0

Apply Online Tenant Loans We specialis prescription cheape in loans for Tenants and those with past credit problems.
  • Нравится
  • 0

The last danger of buying problems with viagra online is paying for an inferior product.
  • Нравится
  • 0

To recommend a great watch replicawatch
<a href="http://www.kreaspacio.com/">orologi replica</a>
To recommend a great watch replicawatch orologi replica
To recommend a great watch replicawatch http://www.kreaspacio.com/
http://www.kreaspacio.com/
  • Нравится
  • 2

Ultra-cool Nike running shoes<a href="http://www.homesgb.co.uk/">nike air max 1 black</a>
Have this running shoes you can go to the peak of life
Your fate is destined to need such a running shoes
  • Нравится
  • 0

Ultra-cool Nike running shoesnike air max 1
Have this running shoes you can go to the peak of life
Your fate is destined to need such a running shoes
  • Нравится
  • 0
Ваше Имя:   Ваш E-Mail:  

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: