ACADEMY.SU

И вновь о Христе свидетельствует Его Церковь


 
И вновь о Христе свидетельствует Его Церковь, предлагая нам в это пятое воскресение Поста чтения из Послания к Евреям (9:11-14) и Евангелия от Марка (10:32-45).
Переходящее празднование памяти преподобной Марии Египетской не отменяет более древнего пласта литургического предания, восходящего к эпохе великопостного оглашения начинающих, то есть, еще не крещеных, христиан.
Когда-то, вплоть до 5 века, эти чтения завершали цикл древней катехизации. И были адресованы тем, кто уже отрекся от сатаны, наплевал на него, исповедовал свою верность Христу, сочетался с Ним, поклонился Ему как Царю и Богу, получил именование "готовящихся ко святому Просвещению" и высчитывал последние дни перед своим таинственным вхождением в крещальные воды в приближающееся Вербное воскресение, либо в Страстную субботу.
Теперь же они возвращают сердца отцов - детям, призывая нас расслышать суть нашей веры: Иисус есть Христос, пришедший на Крест.
Ранее, в неделю Григория Паламы, речь шла о том, что Тот, Кто родился от Девы, предвечно осиян божественной славой, помазан Духом Святым, пребывает в непостижимом единстве с Отцом, будучи единородным Его Сыном. Поэтому, как повествует евангельское чтение этого второго воскресения Поста, Ему дана власть отпускать грехи и исцелять недуги.
Но начиная с Крестопоклонной недели, Церковь говорит нам о том, что тайна христианства не только в единосущии Сына - Отцу, но и в том, что Бог есть любовь. Что Он пришел к своим, но свои Его не познали. Отвергли и пригвоздили к позорному и мучительному Кресту. 
И что в этой смерти Господь окончательно побеждает сатану. Его искушения Он отверг в пустыни. Слуг его Он не раз изгонял из одержимых. А теперь Он Сам сходит в его адские владения. Причем, по его же приглашению. 
Ведь, посрамленный в пустыне, этот падший дух, как сказано, "отошел до времени" - подзуживать книжников и фарисеев, накачивать наглостью и злобой глумливую толпу, разъедать сердце Иуды, подтачивать решимость Петра и мужество учеников, вселять боязливость в Понтия Пилата и чванливую гордыню в первосвященников. И все это затем, чтобы те самые люди, которым Иисус благовествовал, которых он исцелял, воскрешал, насыщал, благословлял, чтобы они пригласили Его принять смерть от их рук. И пришли поиздеваться над Ним в Его последний час. 
Чтобы Его любовь надломилась, обида поглотила Его разум - и Он перешел бы на сторону сатаны и был бы, соответственно, навечно замурован в аду, как и все праведники и пророки (за двумя исключениями Еноха и Илии) прошлого.
И Господь принимает это "приглашение". Другое дело, что сатана не знает, с Кем имеет дело. Падший дух действует по шаблону, идет ва-банк. В итоге в сгенерированный грехопадением ад сходит Автор и ангелов, и людей, и всего мироздания. И исправляет ошибку, допущенную человеком с подачи отпадшего ангела, нацепившего личину змея.
Именно эта тема крестного смысла боговоплощения и вочеловечивания - в фокусе внимания сегодняшних новозаветных чтений.
Плюс - смиряющий щелчок тем, кто, став христианином, начинает задирать нос. Путь учеников - это путь смирения и любви, явленной Учителем. Но самые ревностные из них все еще уповают, что та слава, войти в которую их призывает Господь, - это слава власти, это заслуженный ими почет, право суда, в общем, это довольно-таки крутая штука быть учеником такого чудотворца как Христос. Но Господь обламывает эти слишком земные надежды апостолов.
Итак, сами чтения. 
Послание к Евреям:
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
 
Евангелие от Марка:
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. 
Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
[Тогда] подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Они отвечали: можем. 
Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано.
И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
----------------------------------------------------------------------------
Мы видим, что Нагорная проповедь приводит ее Автора в ад. Но, дописывая Свои слова Своей жизнью и смертью, Господь перелистывает обветшавшее время седьмого дня и начинает новую главу в истории мироздания со Своего воскресения.
 
Но гораздо лучше и лаконичнее обо всем этом сказал Тимур Кибиров:
 
Наш-то на ослике цок да цок
 
Их-то господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
 
А у тех-то господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенен тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
 
А у этих господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
 
Вкруг трона его веселой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок –
Но наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
 
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!

И вновь о Христе свидетельствует Его Церковь

Иллюстрация - прорись "Бичевание Христа".
 
и. Дм. (Першин)
 

Разместите статью у себя на странице!
Распечатать

Комментарии

Ваше Имя:   Ваш E-Mail:  

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: