ACADEMY.SU

Лапшин Иван Евгеньевич - «Авгелий Августин – теолог?»


Иван Евгеньевич Лапшин, переводчик-латинист, кандидат философских наук.


Википедия на вопрос «кто такой Августин?» отвечает: «Теолог». Я думаю, это очень точный и абсолютно верный ответ, но для многих он непонятен. Наверное, для нас естественно воспринимать окружающих через призму их профессии. То есть если у меня появляется новый сосед или я еду с попутчиком в другой город на поезде, то первое, что я хочу узнать о нём – кто он по профессии.

Есть профессии «понятные», например, преподаватель, строитель, электрик – понятно, в чём состоит их деятельность. А вот чем занимается философ? Многие представляют себе философа как человека немолодого, который рассуждает на абстрактные темы. Примерно то же самое касается богослова – седовласый старец, говорящий о каких-то абстрактных вещах, к тому же, обязательно нравственно безупречный.

Слово «теолог» применительно к Августину суммирует два понятия: философ и богослов, то есть одно непонятное плюс другое непонятное. К сожалению, у нас в России практически не преподаётся такой предмет, как история идей. У нас есть история культуры, история философия, история искусства, а истории идей практически нет. На самом деле история идей – гораздо более самоочевидная вещь.

Когда мы говорим об истории философии, мы почему-то одних людей считаем философами, а других – нет. Да, безусловно, вот это – влиятельный философ, у него большая школа, много последователей. А вот тот – интересный автор, оказавший влияние на целое поколение своих соотечественников, но какой он философ? Он писатель, но не философ. То есть до того как мы сказали об истории философии, нам еще нужно определиться, кто такой философ.

С историей идей дело обстоит совершенно иначе. Идеи, конечно, бывают совершенно разные: некоторые относятся к достаточно узкой сфере деятельности, например, идеи религиозные, политические и т.д., а некоторые – предельно общие, и именно они живут дольше всех. Эти идеи неполитические, нерелигиозные, но это не значит, что они не могут быть использованы в политической борьбе. Они как раз очень успешно в ней используются именно за счет своей нейтральности, за счет того, что они не выглядят как мнения, выгодные узкому кругу людей. Например: рабочий должен быть владельцем средств производства. Строго говоря, эта идея не является политической, но у неё есть своя история в мировой политике.

Об Августине можно сказать, что по своему весу он равен Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Богослову вместе взятым, то есть троим своим самым крупным в сфере богословия старшим современникам. Но что отличает его от этих мыслителей? Их идеи были именно узкой богословской направленности и практически не выходили за её рамки. А идеи Августина не являются исключительно богословскими, многие из них имеют прямое отношение к лингвистике, педагогике и другим областям человеческой деятельности, что и определило живучесть этих идей. Об Иоанне Златоусте, Василии Великом и Григории Богослове мы можем сказать, что они богословы – и этого достаточно. Если мы так скажем об Августине и поставим точку, это будет неправильно.

Августин не предлагает практически ни одну из своих идей как готовый результат. Во многих его произведениях присутствует реальный или воображаемый оппонент, через спор с которым он показывает, как пришел к тому или иному выводу, к той или иной мысли.

Приведу пример: в трактате о лжи Августин рассматривает следующий случай: предположим, есть человек, который скрывается от властей, и я знаю, где он скрывается. Ко мне приходит соответствующий сотрудник и спрашивает: «Ты не знаешь, где прячется такой-то? Он случайно не здесь?» Врать не хорошо, но выдавать человека тоже плохо – как же поступить? «Я могу просто промолчать, но это то же самое – пишет Августин, - как если бы я рукой указал на то место, где этот человек скрывается, ведь следователь сразу поймёт, почему я молчу». Далее в тексте этого трактата начинается диалектика Августина – он последовательно разбирает все ситуации. Скрываться может преступник, а может человек, которого оклеветали, соответственно, если я знаю, что его оклеветали, я поступлю неправильно. Потом, расспрашивать меня может просто какой-то сотрудник власти, а может судья, и если солгу первому, то это будет просто ложь, а если второму – то это уже лжесвидетельство.

В этом и суть мышления Августина, и это характерная черта западного богословия. Склонность к такому диалектическому мышлению – вот что свойственно теологу. С одной стороны, Августин всегда мылит в русле христианства, с другой – он всегда мыслит диалектично. Поэтому слово «теолог» очень удачно применимо к Августину.

 

Ivan-Evgenevich-Lapshin-Avreliy-Avgustin-teolog.doc [31,5 Kb] (cкачиваний: 3)


Разместите статью у себя на странице!
Распечатать

Комментарии


I was very, very viagra online for women happy, Cheap viagra "says the ViagraStories.
  • Нравится
  • 0

Este es un gran relojOmega kopior
Seleccionar las personas de ?xito
Estado s?lo que la identidad de un reloj, para demostrar su superioridad
S?lo es necesario ver este s?mbolo
  • Нравится
  • 0
Ваше Имя:   Ваш E-Mail:  

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: