ACADEMY.SU

Лукашев Андрей Александрович - Иран. Истоки национальной культуры.


Лукашев Андрей Александрович, научный сотрудник института философии РАН, сектор «Философия исламского мира», кандидат философских наук.

 

Сегодня мы поговорим о духовной истории Ирана. Сюда приходят разные учёные, представляют свои области знания, я же на своём основном месте работы занимаюсь историей философии, и поэтому попробую поговорить с вами об Иране и его духовной культуре с точки зрения историко-философской. Хотя в названии этой отрасли науки история стоит первой, гораздо в большей степени, чем историей, эта наука занимается филологией, потому что черпать необходимую информацию приходится из текстов.

Рассказывать о культуре и религии может каждый, но где доказательства и критерии того, что человек излагает не свои личные фантазии? Людям свойственно ошибаться, поэтому лучше всего опираться на источники и каждый свой тезис подтверждать примерами из текстов. И мы тоже пойдём к истории древнего и средневекового Ирана через тексты. Повествование будет проходить в свободной форме, поэтому если у кого-то из вас возникнут вопросы в ходе рассказа – не стесняйтесь, задавайте.

Итак, начнём с зороастризма, религии иранцев. О зороастризме, к сожалению, доподлинно мы знаем совсем немногое, потому что фиксация его текстов началась очень поздно, где-то в седьмом веке до нашей эры. Это достаточно позднее время истории, хотя дата рождения и смерти самого Заратустры (или Зороастры, как его называли греки) возводится к девятисотым-пятисотым годам до нашей эры (эти числа условны, точными сведениями о времени жизни Заратустры мы не располагаем). В то время перед иранцами встала задача сохранения культурного наследия, что связано с покорением Ирана арабами.

В качестве иллюстрации я приведу наиболее интересные изображения. Фравахар – это нечто типа ангела-хранителя, который сопровождает человеческую душу в загробный мир. По ней мы можем видеть, как выглядели в те годы иранцы – волосатые, с окладистой бородой. Мои знакомые иранцы очень возмущались, когда посмотрели фильм «Триста спартанцев», потому что там персов играли негры. Вот у меня в руках объемное изображение фравахара.

Итак, примерно в седьмом веке начинает складываться зороастрийская литература. Зороастрийские тексты были записаны на двух языках: на богослужебном, авестийском, и литературном – пехлеви, так называемый среднеперсидский язык. Авеста – основной богослужебный текст, который записан на авестийском языке. Состоит Авеста из пяти книг, вот некоторые из них:

  • Вендидад – свод законов-предписаний против злых демонов;
  • Висперед – содержит двадцать четыре главы ритуального характера;
  • Ясна – самая ранняя книга Авесты, содержит наиболее известные тексты, которые используются для изложения зороастрийского учения, включает в себя молитвы, которые читали при жертвоприношениях, литургические обращения к божествам.
  • Яшты – также одна из древнейших книг, состоит из хваленых гимнов.

Среди памятников, записанных на пехлевийском языке, наиболее интересным для нас является Бундахишм, что переводится как «сотворение, основы». Это текст, в котором подробно рассказано о миротворении и отношениях между основными божествами.

Другой текст – «Суждения Духа Разума», это текст, в котором человек задаёт вопросы Духу Разума о зороастрийском учении и получает на них ответы. «Повесть о Йойште Фрияне» примерно такая же по сюжету: здесь Йойшту Фрияну загадываются загадки о мире и зороастрийском учении. И еще один очень интересный памятник – «Книга о праведном Виразе». Это зороастрийский жрец, который проник в загробный мир после употребления хаомы – ритуального галлюциногенного напитка на основе эфедры. Этот напиток был настолько важен для зороастрийского ритуала, что его даже персонифицировали до божества – Зеленоглазый Хаома. В этой книге рассказывается, как праведный Вираз путешествует и видит рай и ад, отсюда мы узнаем о представлении загробного мира у зороастрийцев. Мне это напомнило мытарства божественной Феодоры, а вообще исследователи называют эту книгу пехлевийской божественной комедией – очень много параллелей с текстом

- В чем заключались жертвоприношения?

- Разжигался огонь, раскуривались ароматы вроде ладана – зороастрийцы не были любителями кровавых жертв.

Зороастр не с чистого листа основывал свою религию. Он был жрецом древней религии, которую исповедовали индоевропейцы, арийцы, путешествовавшие в тех краях, проходившие в том числе и через Иран. И, по сути, зороастризм стал некоторой реформацией этих языческих верований, которые сложились в достаточно стройную религию. Что самое интересное, эта реформация шла по линии от политеизма к дуализму, в чём-то даже граничившему с монотеизмом. Сейчас мы с вами посмотрим по текстам, как представляли зороастрийцы строение мироздания и отношения между божествами; попытаемся для себя определить, что это было за учение – поли-, дуо- или монотеистичное, потому что трактовки существуют разные.

Как я уже говорил, тексты о зороастризме достаточно поздние, они должны были канонизировать одну определенную форму зороастризма. В период своего благоденствия у этого учения было много направлений, к седьмому веку до нашей эры одно из них канонизируется, и с текстами этого направления мы сейчас и познакомимся. Итак, перед нами достаточно большой отрывок из Бундахишна:

«Как известно из Авесты маздаяснийской, Ормазд всегда был высочайшим по всеведению, добродетели и светлости. Область света — место Ормазда, которое он называет "бесконечным светом”, а всеведение и добродетель — постоянные (?) свойства Ормазда. Как он говорит в Авесте, Авеста — это объяснение обоих: одного того, который постоянен и безграничен во времени,— ибо Ормазд, место, вера и время Ормазда были, есть и всегда будут, — и Ахримана, который во тьме, невежестве, страсти разрушения и бездне был, есть, но не будет. А место разрушения и тьмы — это то, что называют "бесконечная тьма”. Между ними была пустота, (то) есть то, что называют "воздух” в котором теперь смешались друг с другом два духовных (начала), ограниченное и безграничное, то есть верхнее, то, что называют "бесконечный свет”, и бездна — "бесконечная тьма”»

Речь идёт о противоборстве света и тьмы, о противоборстве верховного божества зороастризма Ормазда (иначе – Ахура Мазда) и Ахримана, (иначе – Ангра-Манью). Если Ормазд – это всевечный свет, всеведение, добродетель, то Ахриман – тьма, незнание, зло. Здесь мы уже видим дуализм, противоборство света и тьмы, но при этом второе начало существенно уступает, приоритет отдаётся всё-таки Ормазду, потому что он постоянен и безграничен, совершен. Он обладает совершенным знанием, соответственно, Ахриман как его антагонист – бесконечно незнающий и ограниченный.

Дальше: «То, что между ними, — пустота, и одно не связано с другим, и <затем> оба духовных (начала) ограничены в себе. Что касается всеведения Ормазда, то он знает об обоих видах своих („Ормазда") творений, — ограниченных и безграничных, — так как он (знает) договор двух духовных (начал). Далее власть творений Ормазда будет достигнута при конечном воплощении и станет безграничной навсегда и навечно. А творения Ахримана погибнут в то время, когда наступит конечное воплощение, и это тоже — безграничность. Ормазд, благодаря всеведению, знал, что Ахриман существует, и (во все), что бы он ни задумал, Ахриман ревностно и страстно будет вмешиваться до конца. А так как (Ормазд) добивается конца (противостояния) многими средствами, (то) он сотворил духовные образы созданий, которые нужны для этих средств. Три тысячи лет они оставались духовными образами, которые были недумающими, неподвижными и с неосязаемыми телами.

Здесь опять говорится о предвидении сведущего Ормазда: он заранее знает все реакции его оппонента и исход их противостояния, то есть поражение его противника. Особый интерес вызывает то, как Ормазд творит вещи: по сути, речь идёт о сотворении мира, но не из ничего, как творит Бог в христианском мироздании, и не сразу начисто. Здесь мы творение «в уме»: сперва Ормазд творит в виде неких «недумающих, неподвижных, неосязаемых тел», и только впоследствии, как мы увидим из следующих слайдов, это всё наделяется бытием.

Эта идея нетривиальна для нашей западноевропейской мысли, для христианской мысли и даже для античности. Вспомним теорию идей Платона: у вещей этого мира есть некие соответствия в мире идей, и познание этого мира в значительной степени заключается в познании мира идей. Но особенность этого учения заключается в том, что идея соответствует классам вещей: есть идея стольности, которая объединяет все столы, есть идея стульности, которая объединяет все стулья, и т.д. Здесь же каждая вещь творится в некотором духовном образе и потом получает своё бытие – как ни странно, эта идея будет активно развиваться в исламской философии, не только иранской, но и в арабской.

«Злой дух из-за невежества не знал о существовании Ормазда, а после того, как он поднялся из бездны, он вошел в свет, который увидел. Из-за (своей) разрушительной и ревностной природы он бросился разрушать свет Ормазда, недоступный для демонов. И он увидел, что храбрость и превосходство (Ормазда) больше, чем его собственные, и опять удрал во мрак и тьму. И он сотворил много дэвов и демонов, и творения разрушителя поднялись для устрашения. Ормазд, который увидел творения Злого духа, ужасные. грязные и дурные, счел их недостойными хвалы. Затем Злой дух увидел творения Ормазда, и они показались ему творениями очень одухотворенными, любознательными и достойными хвалы, и он одобрил творения и создания Ормазда. Тогда Ормазд со знанием о том, (каким будет) конец вещей, пошел навстречу Злому духу и предложил ему мир, сказав: "О Злой дух! Помоги моим творениям и похвали (их), чтобы в награду за это ты стал бессмертным, нестареющим, не испытывающим голода и жажды (?)”. Но Злой дух прорычал: "Я не пойду, не помогу твоим творениям и не похвалю их, и я не соглашусь с тобою относительно добрых дел. Я уничтожу твои творения навсегда и навечно и сделаю так, что все твои творения перестанут дружить с тобою и подружатся со мною”. А объяснение того, что Злой дух рассудил так, — то, что Ормазд был в затруднении, поэтому он предложил мир, а (Ахриман) его не принял и даже вступил с (Ормаздом) в борьбу».

Что мы можем почерпнуть из этого отрывка? Начинается он с очередного утверждения всезнания Ормазда; злой дух ничего не знал и, вырвавшись на свет, очень удивился и по причине своей вредной природы пошёл всё портить. Кстати, эта идея очень красиво отражена в произведении Толкиена «Сильмариллион», который начинается с песни Айнуров – там сюжет очень схож. Илуватар – дирижёр оркестра айнуров, стройным хором творящих музыку мироздания; тут врывается Мелькор, которому медведь на ухо наступил, и начинает всё крушить, портить. У него ничего не получается, он играть не умеет – и зарождается метафизический конфликт, результатом которого является история мира, созданного Толкиеном. Толкиен сам был филологом, и как раз во время его жизни в Великобритании активно изучался зороастризм, я думаю, мимо этого текста он не прошёл, и весьма велика вероятность, что именно этот текст его и вдохновил.

Итак, криворукий и всё портящий Ахриман увидел, насколько Ормазд его сильнее, малодушно удрал во мрак и тьму и там сотворил дэвов и демонов. Дэвы – это демонические сущности, некие злые духи; кстати, эта лексема пришла и в индоевропейские языки, слово «дьявол» того же корня. В Зороастризме есть духи злые - дэвы, а есть благие – асуры (похоже на «ахуры»). В Индии, которая в то время развивала культ бога Индры, бога военных побед и трофеев, сложилась зеркально противоположная ситуация: дэвы как раз оказались благими существами, а асуры – злыми. Это не значит, что индийцы были дьволопоклонниками, скорее всего, это произошло из-за столкновений и противоборств этих племен.

Дальше говорится о том, как злой дух во что бы то ни стало хочет разрушить все творения Ормазда. Тот был в затруднении и предложил Ахриману мир, потому что разрушающая его сила была действительно достаточно велика. Ахриман его не принял и вступил с Ормаздом в борьбу. И сейчас мы с вами увидим, к чему это привело:

«И Ормазд сказал: "Ты не всезнающий и не всемогущий, о Злой дух! Поэтому ты не сможешь уничтожить меня и сделать так, чтобы мои творения не вернулись ко мне”. Затем, благодаря всеведению, Ормазд узнал: "Если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе, так как и теперь, в период Смешения, есть много людей, которые совершают больше грехов, чем праведных дел”. И Ормазд сказал Злому духу: "Согласись („прими") со временем, чтобы (наша) борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет”. Потому что он знал, что с принятием этого (периода) времени Злой дух будет обессилен. Тогда Злой дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил такое соглашение, подобно тому, как два воюющих друг с другом человека назначают время: "В такой-то день сразимся”. Ормазд, благодаря всеведению, знал, что в течение этих девяти тысяч лет три тысячи лет все будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет — в смешении (воли) Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лет Злой дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений».

Итак, весь сыр-бор затевается из-за творений и людей, в первую очередь, это борьба за человеческую душу; как говорится, Дьявол с Богом борются, и поле битвы – сердца людей. Опять всеведущий Ормазд увидел, что Ахриман может соблазнить людей – образ лукавого соблазнителя – потому что они слабы. И тогда Ормазд пытается Ахримана обмануть, предлагает ограничить время соперничества, и эти выгодные условия становятся гарантом его победы. Недальновидный, глупый злой дух эти условия принимает и тем самым подписывает себе приговор.

«Затем Ормазд прочитал ахунавар yatha.ahu.vairiio (молитва такая)... один (раз) и произнес двадцать одно слово. И он показал Злому духу свою победу в конце, бессилие Злого духа и уничтожение дэвов, воскрешение, конечное воплощение и (будущее) спокойствие творений навсегда и навечно. Когда Злой дух увидел свое бессилие и уничтожение дэвов, он оторопел и опять свалился во мрак и тьму. Как известно из Авесты, когда один (раз) из трех (молитва) была прочитана, Злой дух скорчился (?) от страха, а когда она была прочитана (еще) два раза, он упал на колени. Когда вся (молитва) была прочитана, он оторопел и оказался бессилен причинить зло творениям Ормазда. Ахриман пребывал в растерянности три тысячи лет, а (Ормазд) создал свои творения».

Мы подошли к тому моменту, когда был сотворён мир в своей идеальной форме. По прошествии трех тысяч лет, как мы уже можем догадаться (мы больше не будем читать), Ахриман выползает из тьмы и начинает всё портить – наступает эра смешения его воли и воли Ормазда. Это та эра, в которую мы живем, идёт борьба за человеческие души, и человек играет в ней не последнюю роль. Совершая благие дела, человек служит Ормазду, то есть следует воле облагораживания мира, поэтому земледелие поставлено в культ. А Ахриман пытается всё испортить. Мы видим, насколько слаб и никчемен этот дух и несравним с Ормаздом. Получается, что тот дуализм, за который обычно критикуют зороастризм, относителен: да, и Ормазд, и Ахримазд – божества, боги-братья, но при этом они неравны, что и подчеркивается в нравоучительных текстах.

Как я уже говорил, изначально зороастризм не был единой канонической религией. Исследователи выделяют, по меньшей мере, пять веток зороастризма, которые могли существовать в доканоническую эпоху. Опять же, важно понимать, что речь идет о реконструкции, потому что тексты из других направлений в оригинальной фиксации до нас не дошли. Итак, пять векторов:

·Маздеистский, о котором шла речь, тексты которого канонизированы.

- Извините, правильно ли я понимаю, что Мазда – это некое верховное божество, которое родило вот этих двух…

- Нет, это Ахура Мазда, он и есть как раз верховное божество, и в маздеистской интерпретации речи о каком-то более высоком божестве не идет. Но это не единственная интерпретация, были и другие.

·«Дэвопоклонничество», то есть религиозная традиция, связанная с почитанием одновременно благого и злого начал, дуализм в чистом виде – два божества признаются абсолютно равными друг другу.

·Митраистский вектор, поклонение культу бога Митры, это одно из древних божеств индоиранской общности. Митра существовал еще до появления зороастризма и вошел в зороастрийский пантеон как одно из младших божеств. Здесь есть некие основания предположить, что сохранялся культ непосредственно самого бога Митры.

·Анахитизм- это культ, связанный с почитанием Ардвисуры Анахиты, богини рек. Впоследствии, как говорят исследователи, при знакомстве с христианской духовной традицией, в своей очень поздней истории это культ воспринял в себя какие-то формы почитания Богоматери.

·Зерванистский культ – в его основе лежит попытка установить некое божество, которое находилось бы на Ахурой Маздой и Ахриманом. Зерван, или Зурван, переводится как «время» или «судьба». Это вектор на монотеистическую трактовку зороастризма. Исследователи возводят появление зерванизма к пятисотым годам до нашей эры. Опять же, это все реконструкции, но есть основания предполагать, что существовал некий культ, который пытался утверждать, что Ахура Мазда и Ахриман были порождены неким единым божеством.

Но хоть Зерван и фигурирует в текстах, особое внимание ему не уделено. «И сказал Ахура-Мазда: "Молись ты, Заратуштра, доброй Вере маздаяснической [Даэне]; молись ты, Заратуштра, невидимым Амэша-Спэнта на земле, разделённой на семь каршваров; молись ты, Заратуштра, самосозданному небосводу, беспредельному времени [зурван акарана], воздуху[Вайу],действующему в вышине; молись ты, Заратуштра, Ветру сильному, сотворённому Маздою, святой прекрасной дочери Ахура-Мазды[Спэнта-Армайти].

Верь, Амэша-Спэнта – главные божества зороастризма, которые помогают Ахура Мазде творить мир и разбираться со всякими злыми дэвами. То есть Зерван упоминается в текстах так, между прочим. Но в защиту доказательство существования культа Зервана христианский армянский автор Езник Кохбаци подробно излагает миa о рождении им двух братьев-антагонистов: «когда еще ничего не существовало (...) — ни неба, ни земли, ни других творений на небе и на земле — был лишь один, именуемый Зруаном, что переводится как «судьба» или «удача». В течение тысячи лет он совершал жертвоприношение, дабы иметь сына по имени Ормизд, который сотворил бы небо, и землю, и все, что они включают в себя. Уже тысячу лет он совершал жертвоприношение, и задумался, и сказал: — «Будет ли польза от того жертвоприношения, что я совершаю? и будет ли у меня сын Ормизд? или все мои усилия тщетны?» Пока он так думал, Ормизд и Ахрмн зародились в чреве их матери: Ормизд от жертвоприношения, а Ахрмн от вышеупомянутого сомнения».

Остановимся. Важная деталь: во-первых, кому совершает жертвоприношения этот Зруан, какому божеству? Во-вторых, т.к. Ормазд и Ахриман зарождаются в чреве их матери, монотеизм не получается никак: есть еще какая-то богиня.

«Тогда, узнав об этом, Зруан сказал: — «Вот, два сына в чреве. Того из них, кто явится предо мной первым я сделаю царем». Ормизд узнал о намерениях их отца и открыл их Ахрмну, говоря: — «Наш отец Зруан изъявил желание: того из нас, кто предстанет пред ним первым он сделает царем». И Ахрмн, узнав это, прорвал чрево, и вылез, и предстал перед своим отцом. А Зруан, увидев его, не знал кто это может быть и спросил: — «Кто ты?». А тот ответил: — «Я твой сын». Зруан сказал ему: — «Мой сын — благоухающий и светлый, а ты — темный и зловонный». И пока они так разговаривали в положенное время родился Ормизд— светлый и благоухающий — пришел и предстал перед Зруаном. И Зруан, увидев его, узнал, что это его сын Ормизд, ради которого он совершал жертвоприношение. А в руках он держал связку прутьев, с помощью которых совершал жертву. Он вручил их Ормизду и сказал: — «До сих пор я приносил жертвы для тебя; впредь ты будешь совершать жертвоприношения для меня». И в то время как Зруан вручал прутья Ормизду и благословлял его, Ахрмн подошел к Зруану и сказал: «Не ты ли давал такой зарок: того из двух моих сыновей, кто предстанет передо мной первым я сделаю царем?». И Зруан, чтобы не нарушать свою клятву сказал Ахрмну: — «О, лживый и зловредный! Ты получишь царскую власть на девять тысяч лет, а Ормизда я поставлю царем над тобой, а через девять тысяч лет Ормизд будет править и сделает все, что только захочет сделать». Тогда Ормизд и Ахрмн приступили к творению. И все, что творил Ормизд было хорошим и правильным, а все, что создал Ахрмн было плохим и кривым»

Дальше практически воспроизводится тот же миф, который мы читали из Бундахишма. Зруан решил, что тому, кто первый родится, он даст царскую власть – затрагивается тема первородства. Здесь мы опять видим ограничение царской власти (девять тысяч лет) и пророчество, что Ормизд получит победу, а Ахрмн свою власть потеряет.

Эта попытка дать некое божество, которое стало бы единым началом, провалилась, хотя само стремление к монотеизму и обрести единое первоначало бытия важно, показательно и интересно. Параллельно эту же идею развивает и античная философия. Вот что пишет Аристотель:

«Парменид, как представляется, понимает единое как мысленное (logos), а Мелисс — как материальное. Поэтому первый говорит, что оно ограниченно, второй — что оно беспредельно; а Ксенофан, который раньше их (ибо говорят, что Парменид был его учеником) провозглашал единство, ничего не разъяснял и, кажется, не касался природы единого ни в том, ни в другом смысле, а, обращая свои взоры на все небо, утверждал, что единое — это бог».

То есть ранняя античная философия примерно в пятисотые годы до нашей эры отражает рассуждения о едином боге – почти в то же время, когда развивается зурванизм.

Тот же Ксенофан критиковал Гомера, Гесиода и их антропоморфные божества. Все знакомы с «Илиадой» и «Одиссеей», с античной мифологией – за пятьсот лет до рождения Христа этот взгляд уже подвергается критике с позиции монотеизма. Ксенофан писал также: «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным». Согласно надежной традиции (Аристотель, Теофраст), Ксенофан отождествлял единого бога с универсумом. С одной стороны, мы видим систему монотеизма, утверждение единого бога, с другой стороны, это происходит в форме пантеизма, то есть отождествление бога с миропорядком, с универсумом: бог заключает в себя всю вселенную.

Показательно, что эти идеи зарождаются примерно в одно и то же время и в Греции, и в Иране. Объясняется это активными контактами греков и персов: три греко-персидские войны (первая - 492 до н.э., вторая - 490 до н.э., третья - 480-479 (449) до н.э.) совпадают с датой жизни Ксенофана (570 до н.э. – 478 до н.э.). Мы не можем сказать, кто у кого что заимствовал, вообще разговоры о заимствованиях – тема неблагодарная, потому что доказать заимствования практически невозможно; тем не менее, факт налицо.

- Вопрос: как происходит момент творения земли в зороастризме? Это бог творит землю или это такой совместный процесс? Второй вопрос: что происходит, согласно зороастризму, после смерти человека и что произойдёт после этих девяти тысяч лет?

- Хорошо, начнём с космологии. Я в принципе это зачитывал, но повторюсь: изначально Ахура Мазда пребывает в совершенном свете, а Ахриман – в совершенной тьме. И Ахура Мазда начинает творить всё мироздание, творит некие идеи вещей, некие образы, которые сами по себе никак не живут, не движутся. Тут из тьмы вылез Ахриман и был крайне удивлен, потому что он ничего не знал, а тут у него, оказывается, брат есть, который натворил много всего хорошего и замечательного. Ахриман начал всё портить, а Ормазд ему говорит: «Не надо, брат, себя так вести, давай договоримся» и, хитрый, ставит условия: через девять тысяч лет закончить борьбу.

- В тексте было написано, что Ормазд творит хорошие вещи, а Ахриман – плохие. Плохие – это какие?

- Вообще изначально он творил дэвов и демонов, темные сущности, причём, наверное, не со зла, а потому что у него по-другому не получается, такие у него кривые руки. А потом он видит, как здорово все получается у его брата и как плохо у него, и, как обиженный маленький ребёнок, идёт и крушит хорошие поделки своего брата.

Второй вопрос о том, что происходит с человеком после смерти. Там очень интересная ситуация, подробно можно почитать в книге о праведном Виразе, которую я уже упоминал. В ней зороастрийский жрец путешествует в загробном мире, его сопровождают праведный Срош и бог Адур.

После смерти человек попадает на некий мост Чинвад, «разделяющий», он должен пройти по нему в светлое будущее. Для праведников этот мост широк – вроде бы шириной в одиннадцать копий, – а для грешников острее меча. Поэтому праведники спокойно по этому мосту проходят, а грешники падают в преисподнюю, где их встречают всякие злые сущности и начинают их мучать в соответствии с их грехами. Соблюдается принцип образного соответствия наказания преступлению. А праведники наслаждаются в раю.

А после девяти тысяч лет приходит Ахума Мазда, опаляет всю скверну, вся скверна вместе со всякими демонами и грешниками сжигается в потоках расплавленного железа, а праведникам этот расплавленный метал – как парное молоко. Они выходят из этого очистительного пламени невредимыми и дальше наслаждаются жизнью без какого бы то ни было зла.

Напоследок хотел закончить любопытным наблюдением: в зороастризме применительно к началу человеческой истории есть два важных образа: первый человек, Иима, и первый бык, которые начинают первыми возделывать и облагораживать землю, которую они получили от Ормазда. То есть для зороастризма важна идея соработничества человека богу, Ахура Мазде. Потом, правда, пришел Ахриман, их замучил, убил, но из человека как из семени родились все люди, а от быка произошли все животные. Поэтому бык в иранской мифологии играет важную роль. Как мы видим, на развалинах Персеполиса быки являлись основанием колонн, словно на быках держалось здание.

В мифологии народов России, в частности, в башкирском героическом эпосе есть очень интересный сюжет о том, как богатырь Урал-батыр попадает в королевство злого правителя Катила (кстати, в переводе с арабского – «убийца»). Там ему приходится сражаться с быком, который поддерживает дворец – это тот самый образ, который мы видим в Персеполисе. В современной Башкирии, на территории Уральского и Поволжского районов, жили племена, которые вступали в вооруженные конфликты с иранскими племенами. И есть основание предположить, что именно там находилось легендарное племя Туран, которое неоднократно упоминается в иранских источниках и с которым постоянно сражаются иранские богатыри. Всё это можно прочесть в поэме Фирдоуси «Шахнаме». Поэтому, вероятнее всего, Урал-батыр – это туранский богатырь, который вступал в битву с иранцами, и следы этой военной истории мы до сих пор можем обнаружить в каких-то текстах, в фольклоре народов современной России. Не говоря уже о том, что Дагестан был окраиной персидской империи. И на Кавказе мы можем найти много иранских реликтов: и среди топонимов, и в фольклорных текстах.

Если есть какие-то вопросы – задавайте.

- (невнятно) Почему был популярен вопрос…? Ницше вот называет…

- Действительно, как раз в то время были открыты зороастрийские тексты, активно изучались. Зороастризм притягивал умы многих авторов, ведь это некая религиозная традиция, индоевропейская, индоиранская, которая предшествовала всему тому, что есть у нас. И причём традиция нам не чуждая, потому что она частично лежит в основе и нашей культуры. Поэтому ей очень интересовались, обращались.

Тот же Ницше обратился к зороастризму как к некому образу поклонения солнцу. Для него это был способ отвратиться от «поповских баек» - так относился Ницше к христианскому учению. И он предлагал Заратустру в качестве сверхчеловека, превосходящего все это. В самом зороастрийском учении есть представление о сверхчеловеке – этот тот самый Иима, первый человек. Но если у Ницше на место бога приходит совершенный человек, то в зороастризме ситуация совершенно противоположна: совершенный человек умирает, из него создаётся всё мироздание, а бог жив и не умер. Поэтому то, о чём писал Ницше – это не совсем точная интерпретация зороастрийского учения, а некий художественный образ.

- Что с точки зрения зороастризма является злом, а что добром? Соответственно, что является грехом, а что – добродетелью? Вопрос через призму аналогичного общения с носителями этой религии, жителям Индии. Они – весьма богатые и уважаемые люди, среди других индусов они считаются очень честными и добропорядочными. То есть они не обманывают других – это грех, как я понял. С другой стороны, у них, как я понял, особый культ погребения умерших.

- В принципе, что у них добро или зло, нам понять несложно – очень многое дублируется. Вы хорошо обратили внимание на верность договору: эта тема для индоарийских культов была очень важна, потому что еще до зороастризма можно говорить о культах божеств Митра и Варуна, которые были божествами договора и клятвы. Это заключалось в Ордалиях, Ордалии – это суд стихий. Митра был воплощением стихии огня, Варуна – воды. И если возникало подозрение, что человек неверен клятве (за это отвечал Митра), то он должен был пройти между двумя пылающими поленницами. И если он сгорал, значит, был все-таки виновен, а если прошёл и выжил – зря в нём сомневались. Аналогичная история с Варуной, с Ордалиями воды: человек погружался под воду, в это время лучник пускал стрелу, самый быстрый бегун должен был сбегать за ней и вернуться обратно. И если человек не захлебнулся до этого момента – значит, он был верен договору.

Зороастризм сохранил культ верности договору и клятве, соответственно, зло – это их нарушение. Благо - это возделывание земли, в первую очередь, созидание. Зло – разрушение. Войны также не приветствуются – тут как раз конфликт с культом Индры, божества военных трофеев. Злыми существами считаются всякие скорпионы и другие гады ползучие, их даже рекомендуется убивать.

- А что касается семьи, многоженства, полигамии?

- Можно сказать про инцест: он был не сразу, но в какой-то момент стал активно приветствоваться в зороастрийской социальной системе. Еще задолго до ислама один из иранских шахов решил жениться на своей сестре. И перед жрецами, мобедами, была поставлена задача найти в текстах, в традиции подтверждение тому, что он может это сделать. Мобеды долго совещались, искали – жить-то всем хочется, – и в итоге пришли к нему и сказали: «В текстах нет утверждения, что ты можешь жениться на своей сестре, но зато есть утверждение, что ты можешь делать всё, что хочешь». И шах радостно сыграл свадьбу. А дальше под это была подведена некая теологическая база: первые люди могли порождать потомство только таким образом, других вариантов не было, как не было и дурной наследственности.

Так кровнородственные браки вошли в традицию, и, мне кажется, это можно считать одной из причин ослабления персидской империи. Неспроста за время жизни одного поколения вся империя была завоевана арабами, то есть практически моментально по историческим меркам.


Разместите статью у себя на странице!
Распечатать

Комментарии


This arilcte went ahead and made my day.
  • Нравится
  • 0

I'm relaly into it, thanks for this great stuff! http://zdrmnchnhgh.com uvutswlovg [link=http://xjntzstq.com]xjntzstq[/link]
  • Нравится
  • 0

narrow down auto insurance qoutes NJ called insurance company online car insurance quotes save twitter online cialis post cancer very depressing cialis cheap until now help buy viagra online wide
  • Нравится
  • 0

natural cialis online prominent anti-impotence company online car insurance quotes purchase purchasing excess car insurance expenses missed body retain buy generic cialis concerns insurance car insurance qoutes FL sore throat even more viagra sale rectify
  • Нравится
  • 0

possible then insurance car should exercise costs compare viagra online british new found viagra on line insert Michigan marijuana online cialis Michigan Michigan well insurance policy Denver car insurance call tries condition because cialis online small viagra sildenafil cialas high priced
  • Нравится
  • 0

precise generic viagra americans suffering insurer auto insurance Chicago him reduce viagra online now some insurance auto insurance qoute Milwaukee per insurance company Washington auto insurance qoutes premium
  • Нравится
  • 0

  • Нравится
  • 0

insurance cheap car insurance quotes in GA age because primary insurance car insurance discounts liable cheap car insurance in Akron, OH insurer far car insurance quotes in Brooklyn, NY still online cheap car insurance quotes provides
  • Нравится
  • 0

would car insurance quote year brings down levitra online information offer special cheap car insurance quotes individualized accounts some insurance car insurance quotes in CA bit due diligence generic viagra even lose
  • Нравится
  • 0

  • Нравится
  • 0

cost hatchback cheapest auto insurance Georgia beans goes cheap car insurance quotes larger regulate automobile insurance car damaged security devices auto insurance insurance companies
  • Нравится
  • 0

[url=http://joxes.bankibarnaula.ru/delovaya-literatura/] [/url] [url=http://zyki.bankibarnaula.ru/zhurnali-gazeti/pasternak-kniga-stihov-sestra
-moya-zhizn.html] [/url] [url=http://bidameds.bounceme.net/spravochnaya-literatura/kniga-na-volhovskom-f
ronte-vospominaniya-veteranov.html] [/url] [url=http://oquji.bankibarnaula.ru/detskaya-proza/] [/url] [url=http://ivcalynn.sytes.net/poeziya-i-dramaturgiya/sara-vulf-prekrasnie-i-po
rochnie-kniga.html] [/url] 7 2015 [url=http://ntenifli.hopto.org/starinnaya-literatura/nabor-kniga-i-formi-dlya-v
ipechki.html] [/url] [url=http://abartab.zapto.org/voennie/o-chem-kniga-legenda-ob-ulenshpigele.html
] [/url] pdf [url=http://abartab.zapto.org/poeziya-i-dramaturgiya/referat-na-temu-rasteniya-
krasnaya-kniga-ukraini.html] [/url] [url=http://gisal.bankibarnaula.ru/voennie/kniga-pamyati-samarskoy-oblasti-vete
rani-vov.html] [/url] blade and soul
  • Нравится
  • 0

[url=http://sytuk.bankibarnaula.ru/yumor/lesnie-yagodi-zanesennie-v-krasnuyu-kn
igu.html] [/url] [url=http://paqy.bankibarnaula.ru/proza/moya-pervaya-kniga-eksperimentov-svishe
-70-eksperimentov.html] 70 [/url] pocketbook 626 [url=http://qepa.bankibarnaula.ru/nauchno-obrazovatelnaya/kniga-matematika-4-kl
as-nova-programa-vdpovd.html] 4 [/url] [url=http://nylan.bankibarnaula.ru/fentezi/kniga-angliyskiy-yazik-i-p-agabekyan
-angliyskiy-yazik.html] [/url] [url=http://ocavo.bankibarnaula.ru/tehnika/kniga-pamyati-tambovskoy-oblasti-vel
ikoy-otechestvennoy-voyni.html] [/url] [url=http://oryk.bankibarnaula.ru/detskaya-proza/kniga-dari-dontsovoy-kleopatra
-s-parashyutom.html] [/url] [url=http://akel.bankibarnaula.ru/starinnaya-literatura/mariya-semenova-bratya-
vtoraya-kniga-kogda-viydet.html] [/url] [url=http://qalaz.bankibarnaula.ru/nauchno-obrazovatelnaya/luchshaya-kniga-po-v
ospitaniyu-detey-do-3-let.html] 3 [/url] [url=http://upokyw.bankibarnaula.ru/folklor/detstvo-temi-garin-mihaylovskiy-o-c
hem-kniga.html] - [/url] [url=http://inudyl.bankibarnaula.ru/drama/kniga-angliyskiy-2-klass-vereshagina-
reshebnik.html] 2 [/url] [url=http://momi.bankibarnaula.ru/detektivi-i-boeviki/kniga-manipulyatsiya-v-de
lovih-peregovorah-praktika-protivodeystviya.html] [/url]
  • Нравится
  • 0
Ваше Имя:   Ваш E-Mail:  

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: